«Солдат бежал из своей части в оккупированном селе Переви, обратился в грузинское министерство по делам беженцев. Там его передали под опеку сотрудников грузинского отделения Секретариата ООН по делам беженцев», — рассказали в МВД. По словам солдата, на побег его толкнуло плохое обращение в части, где он служил.
Телеканал «Рустави-2» показал сюжет о сбежавшем рядовом. Дмитрий Артемьев пожаловался журналистам на плохое отношение к нему со стороны старослужащих. «Они обращались с нами ужасно. Я бежал из батальона, и один старик кормил меня некоторое время. Я знал, что ранее бежал один из наших солдат, который сейчас живет в Грузии, я тоже хочу здесь жить», — сказал Артемьев. Министерство по делам беженцев дало солдату статус беженца.
Российская сторона подтвердила, что один солдат из нашей страны перешел на территорию Грузии. Этот факт разбирает специально созданная комиссия, которая и будет выяснять обстоятельства дела и мотивы бегства — вот официальные комментарии, которые представили РИА «Новости» в Северо-Кавказском военном округе. Позже высокопоставленный военный источник подтвердил: солдат и в самом деле дезертировал из-за дедовщины. Его избивали сослуживцы, уроженцы Северного Кавказа, рассказал собеседник агентства. Между тем, по сообщению Минобороны, Россия и Грузия начали переговоры о том, чтобы вернуть Артемьева в российскую воинскую часть. Однако грузинские власти категорически опровергли эту информацию. При этом глава информационно-аналитического отдела МВД этой страны Шота Утиашвили заверил, что Грузия отдаст России беглого солдата, только если он сам этого захочет. Таковы нормы международного законодательства.
Вопрос о том, предоставить ли Артемьеву убежище Грузия решит к осени, сообщило РИА «Новости» в Министерстве по делам беженцев.
Тем временем следственными органами военного следственного управления СКП по Северо-Кавказскому военному округу по результатам доследственной проверки возбуждено уголовное дело в отношении рядового Артемьева, проходящего военную службу по призыву, по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 338, ч. 1 ст. 226 Уголовного кодекса (дезертирство с оружием и хищение оружия).
Призывники в Южной Осетии находятся на нелегальном положении, рассказала глава Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. По ее словам, никакого контроля за ситуацией в военных частях на этой территории нет. Историю Дмитрия Артемьева Валентина Мельникова назвала типичной для российской армии. «К сожалению, солдаты бегут по всей России, и в этих странных местах, как Южная Осетия, где солдат по призыву вообще не может быть по российскому законодательству», — сказала В.Мельникова. По ее словам, «они там нелегалы, потому что военной базы нет, договора о сотрудничестве нет, и непонятно, в каком там положении юридическом находятся солдаты по призыву». Мельникова добавила, что из Южной Осетии приходит очень много жалоб от солдат и их родственников. Многих солдат не увольняют после того, как у них закончился срок службы, другим не выплачивают денежное довольствие. Немало жалоб и на плохое отношение к солдатам в югоосетинских частях.
Напомним, в январе этого года на грузинскую сторону из южной Осетии перешел сержант российской армии Александр Глухов. Он также жаловался на то, что его били. Грузия предоставила ему политическое убежище и получил там работу. А месяц назад военнослужащий ушел уже из Грузию в Россию. Говоря о причинах своего бегства, лейтенант военно-морских сил Алик Бжания сказал, что не может согласиться с политикой президента Михаила Саакашвили.