«После окончания грузино-абхазской войны мы неоднократно заявляли о себе и обращались во все высшие православные инстанции. Но все они молчали, поскольку не хотели портить отношения с Грузинской церковью», — рассказал и.о. предстоятеля Абхазской церкви отец Виссарион Аплиаа.
Грузинская православная церковь — весьма уважаема в христианском мире. В диптихе (списке имен, поминаемых во время литургии) она занимает шестое место, сразу после РПЦ. На первом месте традиционно стоит Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. Всего в диптихе 15 автокефальных поместных церквей:
1. Константинопольская
2. Александрийская
3. Антиохийская
4. Иерусалимская
5. Русская
6. Грузинская
7. Сербская
8. Румынская
9. Болгарская
10. Кипрская
11. Элладская
12. Албанская
13. Польская
14. Чешская и Словацкая
15. Американская
Абхазской православной церкви в нем нет и никогда не было.
Тем не менее вчера на общем собрании епархии, в котором приняли участие клирики и миряне, было принято решение о восстановлении в Абхазии Поместной церкви. Патриарх-Католикос Всея Грузии Илиа Второй назвал заявление духовных лиц Абхазии об отделении абхазской церкви от грузинской несерьезным.
«Позиция Грузинской церкви предыдущие двадцать лет была по-своему очень достойной и терпимой: они «не замечали» реальной независимости Абхазской епархии от себя, грузинский патриарх не принимал никаких канонических санкций, не лишал сана абхазских священников и ничего от них не требовал, — рассказал «Интерфаксу» профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. — Грузия может меняться, и Россия, и Абхазия, и, кто его знает, может быть, через три-четыре поколения абхазы не будут испытывать такой аллергии к тому, что связано с Грузией».
Политические и канонические границы — вовсе не одно и то же. Как выяснилось, Русская православная церковь уже обсуждает с Грузинской церковью территориальный вопрос Абхазии и Южной Осетии. По словам главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископа Волоколамского Илариона, РПЦ признает каноническую территорию Грузинской церкви, включая эти две республики.