По словам аудитора Счетной палаты Александра Филипенко, законы о господдержке кинематографии и об организации госзаказов нарушались при заключении практически всех контрактов, что обусловлено отсутствием должного уровня контроля и «элементарным беспорядком» в течение всего процесса господдержки, начиная от заключения контрактов и заканчивая приемкой работы.
Аудитор заявил, что фактически во всех 958 контрактах Минкульта с кинематографическими компаниями, заключенных с 2008 по 2009 год на общую сумму 6,2 млрд рублей, есть нарушения. Во-первых, господдержку оказывали без разбора: проекты с сомнительной художественной и культурной значимостью получали удостоверения национальных фильмов. Это же касается фильмов, в которых объем иностранных инвестиций превышал положенные по закону 50 процентов. В общей сложности 28 контрактов на сумму свыше 464 млн рублей получили статус национальных фильмов неправомерно.
Кроме того, нет ни одного контракта, по которому не переносились бы сроки сдачи. «Нет примеров, когда были бы подписаны соглашения и обязательства выполнили бы в полном объеме и в обозначенные сроки. Постоянно возникают дополнительные договора и соглашения», — пояснил Филипенко.
Аудитор добавил, что копии отчетов были направлены в правительство РФ и Госдуму, а в трех особо серьезных случаях — и в Следственный комитет при прокуратуре РФ, с тем чтобы в профильном ведомстве провели дополнительное расследование.
Напомним, Минкульт занимался распределение государственных средств на поддержку кинематографа до ноября 2009 года, когда был создан Фонд поддержки национального кинематографа. Причиной для смены ответственного ведомства стала неэффективная работа Минкульта: фильмы, на которые выделялись деньги, зачастую не только не возвращали потраченные средства, но и вообще в прокат не выходили.
Фонд поддержки национального кинематографа уже распределил почти все выделенные в этом году деньги: 2 млрд рублей он распределил между восьмью крупнейшими киностудиями, а еще 800 млн рублей остались на поддержку национально значимых проектов. Аудитор Счетной палаты дал и свою оценку новому механизму: Филиппенко полагает, что в теории он выглядит безупречно, однако насколько он окажется эффективным, покажут лишь время и практика.