К Собору 1917-1918 гг. готовились 12 лет, но, к сожалению, коммунистический переворот не предоставил возможности решить все поставленные проблемы. Он заседал чуть меньше двух лет. И все же восстановил патриаршество и двухпалатную систему управления Церковью. Наряду со Священным Синодом был создан Высший Церковный Совет, в который вместе с епископами вошли священники, монахи и миряне.
Многие решения Поместного Собора памятного Собора так и не были воплощены в жизнь. Начались большевистские гонения, надолго исказившие нормальное течение церковной жизни. В конце 20-х годов прошлого столетия Церковь была загнана в гетто, в котором продолжала свое существование в течение 70 лет. И лишь крушение СССР предоставило ей возможность выйти из этого замкнутого мирка. Да и сегодня многие постоянные члены Священного Синода настолько боятся Поместного Собора, что готовы ограничиться созывом лишь Архиерейского. И то при том условии, что будет рассмотрен лишь одни вопрос - об избрании патриарха! Не зря Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II призывал собратьев обратиться лицом к обезбоженному российскому обществу…
Стоит обратиться к недавней церковной истории ХХ столетия. Дождавшись свержения Хрущева, исповедник - архиепископ Ермоген (Голубев) обратился в 1965 году с письмом к патриарху Алексию I (Симанскому) с просьбой пересмотреть дискриминационные решения Архиерейского - по сути своей разбойничьего - собора 1961 года, которые поставили священника на уровень наемника общины. Его поддержали девять епископов Русской Церкви. Это был первый в истории Русской Церкви послевоенного советского периода протест такого масштаба. И этого архиепископу Ермогену не могли простить ни богоборцы из ЦК КПСС и Совета по делам религий, ни верные им епископы, сохранявшие верность богоборческим властям. Двое из них – архиепископ Ермоген и митрополит Вениамин (Новицкий), несмотря на репрессии и травлю, направили в Предсоборную Комиссию в 1970 году свои предложения о том, как, на их взгляд, должен проходить очередной Поместный Собор и какие проблемы рассматривать.
К сожалению, последующие Поместные Соборы 1971, 1988 и 1990 годов так и не нашли возможности рассмотреть те животрепещущие проблемы, которые были поставлены архиепископом Ермогеном и его единомышленниками перед патриархом и Священным Синодом и которые не утратили своей актуальности и по сей день. Об этом же глубоко и верно писал после смерти патриарха Алексия (Симанского) один из единомышленников и корреспондентов владыки Ермогена, московский священник Всеволод Шпиллер: «Я думаю, что трудностей можно ожидать также и от того, что наша Церковь на протяжении столетий в сущности не имела опыта не клерикально-бюрократического соборования. Это не облегчит реализацию функций высшей законодательной, административной и судебной церковной власти, без чего Собор не будет Собором».
Сегодня приходится признать, что эти слова сохранили свою актуальность. С 1990 года прошло около 10-ти Архиерейских соборов. Но вряд ли их можно назвать подлинными Соборами - часто они напоминали хорошо подготовленные собрания, на которых звучали речи заранее подготовленных докладчиков. Перед подобной угрозой оказывается и грядущий Поместный Собор. Непонятно, будут ли на нем представлены духовенство и миряне? Неизвестна повестка дня. Если Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг. заседал почти два года, то Соборы советского периода длились не больше трех дней. Неужели сегодня кто-то мешает православным россиянам провести подлинный Собор, на котором наконец-то можно будет обсудить важнейшие проблемы социального и миссионерского служения, богослужебные проблемы.
Архиерейский Собор, который должен состояться накануне Поместного, должен представить три кандидатуры на патриарший престол. Может случиться и непредвиденное постоянными членами Синода - Поместный Собор вправе забаллотировать предоставленные кандидатуры и представить собственные.