Двоевластие

Александр ГАЗОВ,

корреспондент «Я»

ТАНДЕМОКРАТИЯ: КОНФЛИКТУЮТ ЛИ ПУТИН С МЕДВЕДЕВЫМ?

ТАНДЕМОКРАТИЯ: КОНФЛИКТУЮТ ЛИ ПУТИН С МЕДВЕДЕВЫМ?
Аналитики утверждают, что в отношениях президента и премьера давно назрел конфликт, развитие которого может стать причиной раскола в широко разрекламированном политическом тандеме.
Ситуацию комментируют политологи Владимир Рыжков и Александр Кынев
10 февраля 2009

31 января во всех крупных городах России прошли митинги «Народ! Медведев! Путин! Вместе победим», организованные партией «Единая Россия». Как утверждают источники, близкие к Кремлю, апогеем московской акции должен был стать дружный выход президента и премьера к народу, который бы подтвердил прочность их политического тандема. Однако ожидания нескольких тысяч участников митинга не оправдались – ни Путина, ни Медведева толпа так и не лицезрела. Аналитики поспешили увидеть в этом признаки намечающегося раскола политического дуумвирата президента и премьера, явных и скрытых противоречий в котором становится все больше и больше.

В частности, скандальное дело Чичваркина многие расценили как удар по первому собственному политическому проекту президента. Известно, что Чичваркин был призван в созданную по инициативе Медведева партию «Правое дело» в качестве PR-директора, должного обеспечить ее популяризацию в массах. Вполне решаемая задача для человека, прославившегося в бизнес-сообществе своим креативным мышлением и умением создавать успешные бренды.

Поговаривают, что перспектива появления на российской политической сцене потенциально сильной партии, раскрутку которой взял на себя опытный профессионал, вызвала недовольство премьера, не пожелавшего создавать конкурента «Единой России». Поэтому было принято решение лишить «Правое дело» одного из ее самых сильных звеньев. Против Чичваркина было заведено уголовное дело.

Новогодняя «газовая война» с Украиной продемонстрировала то, насколько активно участники тандема конкурируют за лидерство в решении тех или иных острых политических вопросов. В то время как президент занимался подготовкой саммита стран-потребителей российского газа, премьер провел успешные переговоры с главой украинского Кабмина. Неудивительно, что в глазах общественности глава правительства предстал победителем, способным справиться с любыми проблемами. Президент же с его запоздалой инициативой довольствовался лишь ролью «второй скрипки».

Противоречия Медведева и Путина проявляются также и в вопросах определения экономической политики. Главными действующими лицами конфликта становятся представители блока «кремлевских финансистов». К примеру, трудно не заметить резкого обострения отношений Кудрина и Грефа, то и дело обменивающихся критическими выпадами. Не секрет, что министр финансов близок к окружению премьера, а глава Сбербанка входит в пул президента. Вывод о том, кто в действительности выясняет между собой отношения, предпочитая оставаться за спинами чиновников, напрашивается сам собой.

Рано или поздно, отмечают аналитики, начнутся попытки захвата контроля над банковской инфраструктурой страны. Это неминуемо приведет к перераспределению ролей в тройке ведущих банков-операторов, что соответственно изменит расклад сил в тандеме президента и премьера. Сейчас Сбербанк активно наращивает свое влияние, давая повод предположить, что Медведев постепенно прибирает к рукам рычаги экономической власти.

Пока на публике представители тандема еще ни разу не проявляли недовольства друг другом. Однако, как утверждают некоторые эксперты, противоречий много, и рано или поздно они перерастут в открытый конфликт. Другие же считают, что подобные выводы преждевременны.

 

Мнения разделились.

На мой взгляд, подозрения в серьезном противоречии в тандеме президента и премьера во многом преувеличены. Скорее в данном случае желаемое выдается за действительное. Конечно, противоречия есть. Их не может не быть. Однако степень значимости и существенности возникающих конфликтов я бы не стал переоценивать. Пока ни о какой крупномасштабной борьбе элитных групп, тем более о публичных войнах политических кланов, речи не идет. Есть отдельные спорные моменты между конкретными чиновниками, есть противоречивые действия руководителей пресс- и пиар- служб. Но это не подтверждает существования конфронтации между президентом и премьером.

Не последнюю роль в распространении слухов о конфликте Медведева и Путина сыграл кризис. Возникает ситуация необходимости принятия непопулярных решений. Власть мечется и сама, кажется, не понимает, что она делает – часто звучат одни заявления, а принимаются противоположные решения. Но дело здесь не в различиях взглядов политических группировок на ту или иную ситуацию. Мы видим лишь свидетельство несогласованности стратегии, проявляющейся в постоянных киданиях власти из одной крайности в другую. Правительство принимает ситуативные решения, пытаясь тушить пожар там, где он возникает. Из-за этого создается впечатление излишней нервозности и напряженности в отношениях лидеров.

С другой стороны, понятно, что в условиях кризиса, ведущего к сокращению доступных экономических и политических ресурсов, между элитами ужесточается конкуренция за возможность обладания ими. Но вместе с тем, поскольку правящий класс боится утраты стабильности, он будет обязан строить отношения внутри себя на основе четких договоренностей. Страх перед неуправляемостью учит политические группы договариваться. И это главный цементирующий фактор, объединяющий представителей тандема.

Вспомним уголовное дело Чичваркина. Во многом оно свидетельствует о том, что власть сама себе не доверяет, что различные группы внутри нее боятся друг друга. Однако тот факт, что набравшее было обороты дело притормозили, говорит нам о нежелании элиты вносить коррективы в нынешний расклад политических сил. Кремль испугался, что процесс изменения конъюнктуры станет неуправляемым.

А вот если ситуация в стране будет меняться, если действительно дело дойдет до широкомасштабных актов народного недовольства, начнется массовое антиправительственное движение, появится угроза разрушения действующей властной вертикали, тогда возможны некие иные сценарии. Политическая элита забудет о необходимости сохранения баланса сил, что неминуемо приведет к конфронтации, борьбе за власть и так далее.

На данный момент обстановка в стране спокойная – отдельные акты народного недовольства не в счет – поэтому оснований утверждать, что в отношениях Медведева и Путина назрел раскол, по большому счету, нет.

 

Я считаю, что рост разногласий и напряженности в высшем руководстве страны неизбежен. И он действительно уже происходит. Это связано не столько с амбициями лидеров, сколько с углублением кризиса. По подсчетам бывшего первого заместителя председателя Центробанка Сергея Алексашенко, дефицит бюджета уже к середине этого года может достичь 25% внутреннего валового продукта (ВВП) страны. Такой дефицит по его оценкам в последний раз наблюдался за полгода до распада СССР.

Сегодня разрыв между возможностями бюджета, включая резервный фонд, и обещаниями, которые уже даны, обязательствами, которые уже взяты государством, колоссален. То есть обязательств и обещаний примерно в два раза больше чем денег.

И естественно, что уже в ближайший месяц-два встанет вопрос, что с этим всем делать. Отказываться от данных обещаний и обязательств и значительно сокращать расходы? Возможно. Но тогда не ясно, что конкретно сокращать.

Поэтому впереди нас ждет жесточайшая борьба за ресурсы, которых становится все меньше, что соответственно будет провоцировать конфликты между министрами, между президентом и премьером. Настало время нелегких решений. Нужно будет, во-первых, определить того, кого резать, чей бюджет ужимать. Во-вторых, придется решить, кто станет крайним в случае неудач. Так сказать, «назначить» ответственного за неизбежные ошибки.

Поэтому, действительно, почва для разногласий созрела. Пока конфликт еще в зачаточной стадии и не вышел на поверхность. Но какие-то его признаки уже становятся достоянием общественности. Когда президент и премьер начинают действовать вразнобой, когда они делают противоречивые заявления по одному и тому же вопросу. Мы это видели, например, в российско-украинском газовом конфликте. Медведев провел безрезультатную конференцию в Москве, а Путин договорился с Тимошенко напрямую и, что важно, в другом формате, нежели предлагал глава государства. И такие нестыковки в высказываниях и, самое главное, действиях будут только нарастать.

Не будь кризиса, тандему бы ничто не угрожало. Он возник чуть менее года назад на фоне притока нефтедолларов и всеобщего благополучия, когда всем наверху хватало денег, и все могли мирно друг с другом сосуществовать. Однако кризис обнаружил дефицит ресурсов и обострил отношения внутри правящей элиты.

К чему это приведет и на чьей стороне окажется победа, пока трудно предсказать. Конечно, позиции премьера выглядят значительно более прочными. Однако не надо забывать, что раскол будет происходить не только между ними – противостояние и борьба развернутся в целом в руководстве страны. Поэтому кто-то может сделать ставку на Путина, а кто-то и на Медведева.