Политика

Грузинская провокация

Грузинская провокация
Комментирует Алексей Кондауров
8 мая 2009

90 тысяч долларов обещает Грузинское правительство за головы Отанадзе, Криалашвили и Амиридзе, устроивших военный мятеж с попыткой политического переворота накануне проведения учений НАТО. По мнению ведомства, акцию в Мухровани, лидерами которой стали бывшие высокопоставленные военные, спланировали российские спецслужбы.

Напомним, что накануне отдельный бронетанковый батальон объявил о неповиновении властям Грузии. Спустя несколько часов мятеж был подавлен, большинство подозреваемых в организации бунта были задержаны. В связи с этим оппозиция временно приостановила акции протеста.

Российское правительство уже высказывалось о провокационном характере готовящихся учений. Напомним, что 18 апреля представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин обратился к руководству альянса с просьбой отменить учения в связи с нестабильной ситуацией на Кавказе. Российский посол заявил: сам факт того, что они проводятся в условиях осложнения внутренней ситуации в Грузии, позволяет говорить о вмешательстве во внутренние дела этой страны. По его словам, проведение учений выглядит как поддержка альянсом президента Грузии Михаила Саакашвили и как некий вызов не только грузинской оппозиции, но и Южной Осетии, Абхазии и России, которая не может не реагировать на эту ситуацию.

Комментирует Алесей Кондауров, член президиума Национальной ассамблеи России, бывший депутат Госдумы КПРФ

Я уверен, что за той провокацией стоят местные спецслужбы. Но мы им в подыгрываем своими грозными заявлениями, что против учений НАТО в Грузии. На самом деле, все наши политические демарши ничего не стоят. И в этой ситуации нужно было просто умнее себя вести: или вообще это не заметить, или, поскольку они предлагали нам поучаствовать, можно было взять и согласиться и посмотреть, что из этого получиться. А когда мы встаем в такую обиженную позу, Саакашвили устраивает провокацию, и переводит стрелки в нашу сторону, а мы проигрываем.

Правда и в этом случае Саакашвили ослабляет свою позицию: такой руководитель не нужен ни Штатам, ни НАТО. Им нужен более предсказуемый, вменяемый политик и более стабильная политическая ситуация, поэтому, я думаю, что век правления Саакашвили недолог.

Когда Путин был президентом, его отношения с Саакашвили на личностном уровне не сложились, и это наложило свой отпечаток на процесс выстраивания отношений между Россией и Грузией. Это субъективный момент.

Объективный же момент в том, что Россия уже давно была в сложных отношениях с Северной Осетией и Абхазией. Еще с начала 90-х годов, когда там был конфликт и в результате авантюристической политики грузинского руководства абхазский, южноосетинский, грузинский народ очень сильно пострадал. Дальше конфликт не нашел правильного разрешения и в этом, я считаю, повинны уже Грузия и Россия. У России был свой интерес. Может быть, внешне декларировалось, что мы пытаемся быть нейтральными, но ситуация складывалась так, что мы почему-то всегда оказывались в эпицентре этого конфликта, не как сторона, стоящая над конфликтом, а как сторона, фактически принимающая в нем участие. Я думаю, тот курс, который проводился, ни для России, ни для Грузии не был позитивным.

Ну а Грузии активно подыгрывали американцы. Грузия, на мой взгляд, для них важна как транзитная страна для нефтепроводов и газопроводов. Не столько даже для американцев, сколько для Атлантического Союза в целом. Поэтому Грузия была важна как территория, где американцы хотели закрепиться с тем, чтобы распространять свое влияние, в том числе и на страны СНГ, которые находятся в том регионе.

Со стороны американцев игра была достаточно понятная. В тот бушевский период они активно лезли во все точки мира: на Ближнем Востоке, в Ираке, в Афганистане. Но в последней войне, которая разразилась в Южной Осетии, я думаю, мы повелись, нас переиграли. Мы втянулись в этот конфликт, на мой взгляд, совершенно ненужный. Для России было бы выгоднее, если бы Абхазия и Южная Осетия остались в составе Грузии с широкой автономией. Это были бы две точки влияния со стороны России на Грузинскую политику.

А в результате войны мы получили две территории, в которые нужно вливать бесконечные деньги, плохие отношения с западом и кучу геополитических проблем. Такое решение территориального конфликта фактически привело к тому, что европейцы стали более благосклонно относиться к тому, чтобы Грузия сотрудничала с НАТО. Таким образом, американцы снова нас переиграли, используя Саакашвили как своеобразное орудие. Я в этом не вижу большой геополитической трагедии, но мне обидно, что нас так обыгрывают.

Что касается внутренних грузинских проблем – понятно, что противостояние с оппозицией у Саакашвили длительное. И это связано со многими причинами. В том числе с тем, что там достаточно большое количество пророссийских политиков, и политиков, которые понимают неадекватность односторонней ориентации на США. Он же со своей стороны противостоит им и устраивает, в том числе, такие провокации.