Комиссию ООН по правам человека считали слишком политизированной. Поэтому орган переименовали, надеясь, что смена вывески приведет и к смене самой сути. Однако, теперь уже в излишней политизированности обвиняют Совет.
В этом году после долгого перерыва в него были избраны и США. Экс-президент Дж. Буш бы скептически настроен по поводу этой организации, так как считал, что в ней состоит слишком много стран — нарушителей прав человека. Но Барак Обама принял решение выдвинуть в Совет представителя США.
Комментирует Олег Орлов, председатель совета правозащитного центра «Мемориал»
Состоять в Совете, как и в иных организациях ООН, для любой страны, конечно же, престижно. Здесь у государства появляется возможность влиять на ситуацию или указывать другим на нарушение прав человека. К сожалению, для российских чиновников главной задачей является нейтрализация критики в наш адрес.
Совет ООН по правам человека, на мой взгляд, не сильно отличается в плане организации своей работы от прежней Комиссии. Как и Комиссия, Совет — малоэффективный, неповоротливый и очень политизированный орган. Он по-прежнему больше занимается политикой, нежели правами человека. Ожидания не оправдались.
Тем не менее, к мнению Совета ООН по правам человека государства прислушиваются. Ведь никому не приятно, когда твою державу публично осуждают другие. А поскольку у многих рыльце в пушку, чаще всего здесь происходят политические торги: мы вас не будем осуждать, а вы — нас. Тем самым блокируются шаги, которые можно было бы предпринять — государства не осуждают друг друга за отступление от норм.
К сожалению, от этого Совета нельзя ожидать какого-то реального воздействия на нарушителей прав человека.