Протест

Люди хотят работать и мыться

Люди хотят работать и мыться
То, о чем так долго предупреждали эксперты, случилось: в России полыхнуло первое зарево народного гнева. Жители Пикалево Ленинградской области перекрыли движение по федеральной трассе.
Комментирует Михаил Краснов, доктор юридических наук
3 июня 2009

Главное требование пикалевцев — возобновление работы трех градообразующих предприятий: «Пикалевский цемент» (входит в группу «Евроцемент»), «БазэлЦемент-Пикалево» (входит в «Базэл-Цемент») и «Метахим» (управляющая компания «СевЗапПром»). Впрочем, люди требовали не только вернуть долги по зарплате и вернуть им работу, но и начать подачу горячей воды в жилые кварталы.

Экономический кризис захватил Пикалево еще в конце прошлого года, из-за падения мировых цен на цемент и алюминий одно за другим стали останавливаться промышленные предприятия — сначала на неделю, месяц, затем встали полностью. По большому счету, рабочие стали просто заложниками кризиса. Проблемы цементников и алюминщиков перекинулись на коммунальщиков — из-за задержек зарплаты люди перестали платить за коммунальные услуги, а энергетики в ответ перекрыли подачу горячей воды.

Очевидцы утверждают, что митинг начался сначала у проходной завода, а уже оттуда люди целыми семьями отправились на трассу Новая Ладога — Вологда перекрывать движение.

Еще неделю назад обеспокоенные горожане направили в адрес Госдумы письмо, в котором требовали принятия срочных мер. Переговоры с протестующими вели по очереди глава города Сергей Вебер, директор глиноземного завода Анатолий Масликов и даже губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. О кризисной ситуации в городе теперь знает вся Россия, но решений пока не принято.

Впрочем, первые ростки будущих решений проросли сегодня утром. Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект «Об обращении имущественных комплексов, находящихся в собственности ООО «БазэлЦемент», ЗАО «Евроцемент груп» и ООО УК «СевЗавПром» в собственность РФ. По большому счету речь идет о национализации предприятий.

Комментирует Михаил Краснов, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Высшей школы экономики, доктор юридических наук

Такие народные бунты в современной истории случались в 90-е годы. Были и раньше — в 1917 году, но тогда все закончилось революцией. Сегодня это почти невозможно. Потому что нет ни одного из двух составляющих для революции. Как там было у Ленина — низы не могут, а верхи не хотят? Так вот верхи у нас — хотят. Да и низы еще могут существовать в нынешних условиях. Если же вернуться к 90-м и шахтерским протестам, то напомню, чем закончилось: отставкой пары чиновников. Судя по всему, тем же закончится и тут.

Меня в этой ситуации беспокоит другая проблема. У нас по-прежнему не работает 7-я статья Конституции. В которой сказано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Достойной жизни — нет. Если предприятия испытывают финансовые трудности, государство должно страховать рабочих, чтобы люди не оказывались, извините, в скотских условиях. В XXI веке оставить население без горячей воды — это ЧП. И первый вопрос, конечно, к государству и прежде всего — к власти муниципальной: как допустили?