Указом Президента России в Министерстве внутренних дел создано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. По сути, это аналог отдела защиты свидетелей Департамента юстиции США.
Среди «лиц, подлежащих государственной защите», первое место занимают свидетели по уголовным делам, которым угрожают подсудимые или их родственники. По статистике, из 100 свидетелей, меняющих в ходе судебного процесса свои показания, 90 делают это под давлением. Кроме того, в списке подопечных нового подразделения МВД судьи, прокуроры, сотрудники следственного комитета и различных контролирующих органов — рыбнадзора, охраны природы.
О необходимости создания отдельного подразделения, которое занималось бы охраной жизни и здоровья вовлеченных в судебные процессы людей, говорилось давно. По данным Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел, сегодня свидетелями по уголовным делам проходят около 10 млн человек. Есть данные, что половине из них угрожают, принуждая изменить показания. Руководитель нового управления полковник милиции Олег Зимин приводит другую статистику: с начала 2009 года к нему обратилось около семисот человек с просьбой о предоставлении защиты. Половина из них охраняется вместе с семьями. Кроме нескольких сотен свидетелей, сотрудники управления обеспечивают безопасность 115 должностных лиц — судей, сотрудников прокуратуры.
Список средств защиты велик. Есть в нем и крайние меры: смена фамилии подопечных, их биографии, работы, места жительства. Из всех баз данных изымается информация о «скрываемом» человеке или семье. Но часто на такие жертвы не идут сами «защищаемые». Ведь вместе с фамилией, биографией и адресом человек полностью меняет всю жизнь — оставляет в прошлом друзей, дом, привычный бытовой уклад.
По словам Олега Зимина, средств на финансирование отечественной программы защиты свидетелей достаточно. На одного подопечного в месяц предусмотрено выделение ста тысяч рублей. В эту сумму входят расходы даже на культурную программу.
Комментирует Леонид Головко, адвокат по уголовным процессам
Вопрос подобной защиты актуален всегда и в любом государстве. На сегодняшний день существует два закона, определяющих порядок государственной защиты определенных категорий граждан. В 1995 году в силу вступил закон по защите судей и других должностных лиц. В 2004 году дошли руки и до свидетелей. Разработкой конкретных процедур по организации подобной защиты на практике исполнительная власть занималась последние пять лет.
Эффективность защиты свидетелей, судей, работников прокуратуры и других нуждающихся упирается, главным образом, в финансирование. Переселение на новые места жительства, покупка квартиры в другом городе, изменение внешности — все это требует больших денег. Если даже исходить из того, что подобные меры — крайний случай применения процедуры защиты, то обычный, текущий режим, когда свидетеля нужно поселить в съемной квартире, кормить его и т. д., тоже требует определенных расходов.
С другой стороны, в нашей стране стараются освоить все выделенные средства, чтобы в следующий раз не прислали меньше. Поэтому не исключены варианты, когда некоторых свидетелей будут уговаривать сменить адрес, даже если они этого и не хотят. Смена места жительства и внешности — исключительные случаи еще и потому, что немногие согласятся расстаться со своей прежней жизнью. Переехать, к примеру, из Москвы в Хабаровск решаются, только если угроза уж очень серьезная. Другое дело — бывшие преступники, которые пошли на сотрудничество со следствием. У этих за плечами нет никакой устоявшейся жизни. Вот они и станут основными кандидатами ни переезд в другой город.
Еще одна проблема — обеспечение конфиденциальности информации о переселенных свидетелях. С такими базами данных должны работать только надежные сотрудники, иначе вся работа по защите не имеет никакого смысла.