Убийство

Олег Орлов,

председатель совета правозащитного центра «Мемориал»

Правозащитники обвиняют Рамзана Кадырова

Правозащитники обвиняют Рамзана Кадырова
Вчера на Северном Кавказе была убита сотрудница правозащитного центра «Мемориал» Наталья Эстемирова
16 июля 2009

В течение вчерашнего дня появилось сообщение о похищении Натальи Эстемировой в Грозном. По некоторым данным, неизвестные силой усадили ее в белый автомобиль ВАЗ-2107 и увезли в неизвестном направлении. Телефон правозащитницы весь день был отключен. В 17:20 тело Натальи Эстемировой с огнестрельными ранениями было обнаружено в лесополосе в Назрановском районе соседней Ингушетии.

Профессиональная деятельность правозащитницы была связана с расследованиями исчезновения людей, пыток и казней на Северном Кавказе.

Рамзан Кадыров взял расследование убийства под личный контроль и заявил, что поиск преступников будет вестись как официально, так и в соответствии с «традициями чеченцев». Президент Чечни охарактеризовал убийц как нелюдей, поднявших руку на беззащитную женщину.
Дмитрий Медведев, в свою очередь, отдал руководителю Следственного комитета при прокуратуре РФ Александру Бастрыкину поручение о принятии всех мер, необходимых для расследования убийства Натальи Эстемировой.

На убийство сотрудницы «Мемориала» отреагировал и американский Белый дом. В Вашингтоне осудили преступление и призвали российские власти найти и наказать виновных.

Комментирует Олег Орлов, председатель совета правозащитного центра «Мемориал»

Не может быть никаких сомнений, что это убийство связано с правозащитной деятельностью Наташи. У любого вменяемого человека, представляющего себе, чем занималась Наташа и что такое Северный Кавказ, сомнений не возникнет.

Мы знаем, что виновен в убийстве Рамзан Кадыров. Мы не знаем, отдавал ли он прямой приказ о ее ликвидации. Возможно, действовали без приказа его подчиненные, сотрудники каких-то силовых ведомств, считая, что так угодят начальству. Однако, что нам точно известно, Кадыров воспринимал Наташу как личного врага. Он неоднократно высказывался о ней крайне неодобрительно в самых разных аудиториях.

В марте прошлого года между Кадыровым и Наташей состоялся разговор. Тогда рассказать о его сути было нельзя в целях безопасности самой Наташи. Сейчас это, к сожалению, можно сделать. Разговор состоялся, когда Кадыров снимал Наташу с должности руководителя общественного совета Грозного. С должности, которую она занимала по его же рекомендации очень недолгое время. Разговор происходил в узком кругу: сам Кадыров, Наташа и еще пара должностных лиц. Он ее оскорблял, говорил, что у него руки по локоть в крови, и он этого не стесняется, что он убивал и будет убивать плохих людей — так идет борьба с врагами республики, и что он не потерпит тех, кто этих врагов поддерживает. Такую бурную реакцию вызвало публичное осуждение Натальей действий властей по насильственному насаждению правила, по которому все женщины должны ходить с покрытыми головами. Наташа считала, что это личное дело каждого. После снятия с должности мы в целях безопасности Наташи вывезли ее с территории Чечни на несколько месяцев. Позже она вернулась назад.

Нам было известно, что все последние дни руководство Чечни было в бешенстве, которое вызвали наши сообщения, публикации и материал Наташи о новых похищениях, совершенных силовыми структурами Чечни, и внесудебной казни в одном из чеченских сел. После этого нашего руководителя грозненского общества вызвал к себе так называемый уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурды Мухажиев, который в личном разговоре прямо сказал, что деятельность «Мемориала» вызывает чрезвычайное неодобрение у властей республики, что это очень опасно, что может что-то случиться.

После разговора Нурды Мухажиев разразился целой серией заявлений и выступлений на грозненском телевидении, где обличал правозащитников и наш центр. Общеизвестно, что Мухажиев сам таких заявлений никогда не делает. Вероятно, в последние дни раздражение руководства Чечни нашей деятельностью было крайним. Наша большая вина, что мы не эвакуировали Наташу из Чечни несколько дней назад.

Сейчас идет расследование. Уже вчера в наш офис приходили представители Следственного комитета при прокуратуре, изъяли рабочие материалы Наташи, ее компьютер. Понятно, что эти действия правильные, изъятые материалы могут вывести на убийц. К сожалению, мы знаем массу случаев, когда такие убийства совершались и было достаточно следов, ведущих к конкретным людям, — номера машин, структуры, в которых работали эти люди, вплоть до их имен. Но количество дел, доведенных до конца, можно пересчитать по пальцам. Когда расследовать не хотят — не расследуют. Я надеюсь, я очень хотел бы надеяться, что убийц найдут. Но вспоминается дело Анны Политковской — следствие по нему велось просто безобразно. У нас есть основания считать, что так же ведется следствие по делу об убийстве Александра Маркелова.

На протяжении последних лет правозащитникам без конца угрожают, похищают, обстреливают, пытают на Северном Кавказе. Мы знаем атмосферу, которая там сейчас создана. Исходя из этого мы, к сожалению, можем говорить о том, что здесь еще будут убийства такого рода.