Всего ведомство предлагает внести коррективы в тексты 47 статей УК, за нарушение которых гражданам России в настоящий момент грозит либо штраф, либо тюремный срок. Теперь альтернативное наказание предлагается применять за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, заведомо ложное сообщении об акте терроризма, хранение наркотиков без цели сбыта, воспрепятствование журналистской деятельности, незаконное получение кредита, клевету в отношении судьи, нарушение порядка финансирования избирательной кампании и так далее.
При этом отмечается, что обязательные работы правонарушитель сможет выполнять в свободное от основных занятий время.
Минюст подчеркивает, что изменения позволят избежать «безальтернативного назначения лишения свободы», а также дадут возможность осужденным с тяжелым материальным положением отработать «неподъемный» штраф, предусмотренный по ряду уголовных статей.
Напомним, что с поручением о гуманизации наказания выступил президент России Дмитрий Медведев. Инициатива была разработана по итогам VII Всероссийского съезда судей.
Комментирует Вадим Прохоров, адвокат
Можно только приветствовать, если в некоторых случаях отбывание наказания будет заменено общественными работами. Другой вопрос, какие статьи будут подпадать под эту поправку. За целый ряд преступлений более мягкие меры, нежели лишение свободы, неправомерны. Я, например, категорически против гуманизации наказания по статье «Жестокое обращение с животными».
К каждой конкретной ситуации нужно подходить индивидуально. Но очевидно, что за совершение целого ряда преступлений давно пора применять иные административные санкции. Хотя и это, на мой взгляд, не снимет проблему криминализации тех, кто попал в тюрьму. Человек, оказавшийся в местах лишения свободы, при нынешнем состоянии уголовно-исполнительной системы не перевоспитывается, а, наоборот, становится частью преступного мира. Поэтому данную проблему нельзя решить точечными поправками, а только посредством фундаментальной реформы.
Учитывая переполненность тюрем и их неэффективность как исправительных учреждений, я бы предложил такую жесткую, но в то же время вполне цивилизованную меру, как одиночное заключение. При этом сам срок можно было бы значительно сократить. Потому что даже профессиональный преступник, отсидев полтора года в одиночной камере, вряд ли пойдет на повторное преступление.
Мне кажется, что такие законопроекты, способствующие декриминализации преступного сообщества, в сочетании с гуманизацией уголовно-правовой системы можно только поддерживать. Но для того чтобы они не превратились в очередную спекуляцию «в законе», необходимо установить нормы, определяющие и регламентирующие общественные работы. Необходимо создать специальные службы, которые контролировали бы проведение этих работ, чтобы из общественно-полезных они не превратились в садистско-бесполезные.