Ежеквартальный мониторинг цен на сто самых востребованных лекарственных средств проводится по поручению правительства Федеральной антимонопольной службой совместно с Минздравсоцразвития и Росздравнадзором. Напомним, что в мае президент России Дмитрий Медведев усмотрел причину роста цен на лекарства именно в «корпоративных сговорах» участников рынка, которые нужно пресекать. Недавно о намерении не допустить роста цен на лекарственные средства заявляла и Генпрокуратура РФ.
Помимо результатов проверок ФАС сегодня же стал известен приговор бывшим руководителям Фонда обязательного медицинского страхования. Бывшего главу ФОМС Андрея Таранова осудили на семь лет, а его заместителям Юрию Яковлеву и Наталье Климовой дали по девять. Как установило следствие, с августа 2005-го по сентябрь 2006 года они получили взятками в общей сложности почти 28 млн рублей. Взятки-откаты им давались за положительное решение о выделении средств фонда на обеспечение граждан необходимыми медпрепаратами. Некоторые специалисты прямо связывают деятельность осужденных с ростом цен на лекарства. Однако рост не прекращается и сегодня, после ареста руководства фонда.
В настоящее время территориальные органы ФАС возбуждают дела по признакам нарушения установленного порядка ценообразования в 22 регионах. Также в ходе расследования было установлено, что в первом полугодии 2009 года во всех субъектах РФ розничные цены на лекарства росли быстрее, чем инфляция. При этом в наибольшей степени подорожали отечественные лекарства первой необходимости.
Комментирует Михаил Делягин, экономист
Монополизм на фармацевтическом рынке носит особенно жестокий и циничный характер. Вряд ли существовал какой-то там монопольный сговор, но не вызывает сомнения существование злоупотребления отдельными «аптечными» монополистами своим положением — такое же, как, в общем-то, во всех остальных сферах. Просто положение бизнеса медпрепаратов действительно уникально. Ведь если у вас нет денег на какие-то вещи, вы можете обойтись без них, а если нет денег на лекарства, вы будете вынуждены на чем-то экономить и все равно их покупать. Потому что иначе вы умрете.
Не думаю, что это расследование приведет к каким-то значимым переменам, во всяком случае, такого прецедента не было. Я вообще не понимаю, зачем было устраивать этот мониторинг. С таким же успехом они могли сделать исследование, чтобы уточнить таблицу умножения. Это не приведет к ужесточению государственного контроля за фармацевтической сферой. Ведь если не позволять монополистам завышать цены, то с чего они будут платить взятки тому же государству? При такой норме рентабельности, как у них, никого закрыть ФАС не сможет. Но при этом я также не думаю, что можно снизить норму рентабельности. И очень сомневаюсь, чтобы это расследование вообще к чему-нибудь привело. Его цель — заурядный пиар.
На мой взгляд, на сложившуюся ситуацию могут повлиять действительно нормальная антимонопольная политика, обеспечение прозрачности структуры цены, вычищение оттуда компонента, связанного со взятками, и нормализация норм рентабельности. А еще необходимо ввести правило, которое существует в Германии: антимонопольные органы при резких колебания цен могу сначала возвращать их на место, а уже потом проводить расследование причин их повышения.