В сочинской резиденции президента «Бочаров ручей» состоялась встреча Дмитрия Медведева с первыми лицами политического руководства российского Кавказа. Ее участниками помимо лидеров всех северокавказских республик стали местные представители высшего исламского духовенства — муфтии и имамы, а также главы крупнейших религиозных вузов региона.
Глава российского государства заявил о необходимости по-новому взглянуть на проблему экстремизма, противостоять которому можно только системно. Это значит, что государство не ограничится мерами по силовому противодействию терроризму, но сосредоточится на устранении причин его развития.
Одним из первых в поддержку новой концепции Медведева высказался президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. В интервью телеканалу «Вести» он заявил, что в борьбе с бандформированиями и ваххабизмом силовые методы должны составлять не более одного процента. Основной упор властям необходимо сделать на повышение уровня благосостояния граждан. По словам ингушского президента, речь идет о росте зарплат, получении образования и медицинской помощи, о создании новых рабочих мест. «И не факт, что люди должны работать на заводах и фабриках. Им надо оказывать помощь в открытии индивидуальных предприятий», — подчеркнул Евкуров, добавив: «Это все вкупе дает те 99 процентов, в результате осуществления которых становится меньше пособников боевиков, меньше желающих уйти в лес».
Президент Ингушетии отметил, что бандитские и террористические группы в основном состоят из трех категорий: прежде всего, это наемники, которые ездят по всему миру и воюют за деньги. Против них есть только одно лекарство — уничтожение. «Затем есть малая толика (процента даже не будет) идейных, которых хоть и трудно, но можно убедить. И очень большой процент обманутых, запуганных или просто тех, кого шантажируют. Это три категории, с которыми надо бороться. Одних надо уничтожать, других убеждать — не только словом, но и делом», — подчеркнул Евкуров.
Комментирует Александр Канатовцев, заместитель директора Центра социально-политического анализа и прогнозирования (Санкт-Петербург)
Наконец-то власти поняли, что силой оружия, самоотверженностью русского солдата ситуацию на Северном Кавказе не исправить. В пятницу Медведев провел встречу с руководством кавказских республик, а уже на следующий день регион всколыхнули очередные террористические акты. И это, заметьте, в той ситуации, когда Кавказ буквально переполнен милицейскими и армейскими подразделениями, а служба несется в усиленном режиме.
Грань между милицией и боевиками провести все труднее. И служба в милиции, и терроризм — единственные на Кавказе источники стабильного заработка. Говорят, что сержантские лычки в Дагестане стоят несколько тысяч долларов. В Ингушетии, по слухам, и того дороже. В Чечне люди готовы отдать все свое имущество, лишь бы попасть в «миротворческий» спецотряд Кадырова. Те, у кого нет денег на покупку доходной «правоохранительной» должности, уходят в леса к боевикам.
Мне рассказывали, что в Ингушетии старший сын может быть милиционером, а его младшие браться — боевиками. Просто первому повезло больше — на покупку погон деньги собрала вся семья. Младшим для того, чтобы получить милицейский мундир, придется сначала побегать по лесам, пострелять, подзаработать на ниве терроризма. Ну а когда деньги появятся, старший их к себе «подтянет».
Поэтому нужно сделать так, чтобы деньги на Кавказе можно было заработать мирными способами, чтобы автомат не становился орудием труда. Все упирается в экономику: если у человека есть нормальная работа, нормальный заработок, ему незачем вся эта экстремистская возня. Наоборот, он всецело заинтересован в стабильности.