Священники Абхазии заявили о намерении отделиться от ГПЦ. По словам абхазов, никаких предварительных консультаций с Русской православной церковью они не проводили. Идею об отделении от ГПЦ абхазские священники вынашивают уже несколько лет. В сентябре прошлого года они обратились к Алексию Второму с просьбой о принятии абхазских православных в РПЦ, но получили отказ.
Комментирует Николай Шабуров, директор Учебно-научного центра изучения религий РГГУ
В православном мире есть согласие по поводу признания канонических церковных границ. Согласие это очень хрупкое. Еще в начале 60-х годов была провозглашена автокефалия (самостоятельность) македонской церкви от сербской. Сербская церковь отказалась признать македонскую церковь, и уже более сорока лет ни одна из канонических православных церквей автокефалию македонской церкви не признает. Ее признал только Киевский патриархат из-за сходства ситуации. Киевский патриарх, Киевский патриархат — это неканоническая православная церковь, стремящаяся к независимости от РПЦ.
Естественно, если признать абхазскую церковь, то что мешает другим православным церквям признать украинскую, бессарабскую церкви или какие-то еще? Между каноническими православными церквями сохраняется некоторое взаимопонимание в этом вопросе.
Отказ нынешнего патриарха РПЦ в признании абхазской церкви показывает свою относительную самостоятельность по отношению к светской власти, потому что светская российская власть была бы, конечно, обрадована, если бы Московский патриархат поддержал такую просьбу — независимое государство, независимая церковь. Но все-таки церковный мир, мир в православном сообществе являются приоритетными для РПЦ.