Украина

Виктор Астрахов,

политолог (Украина)

Политтехнология грязных слухов

Политтехнология грязных слухов
На Украине сегодня официально стартует кампания по выборам президента, которая завершится голосованием 17 января 2010 года. Как и прогнозировали эксперты, начало избирательной гонки ознаменовал громкий уголовно-политический скандал.
19 октября 2009

В период с 20 по 6 ноября 2009 года украинский Центризбирком примет заявки кандидатов на участие в выборах. К 13 ноября все они будут зарегистрированы и включены в списки. Само голосование пройдет 17 января 2010 года с 8.00 до 20.00. Его итоги подведут в течение десяти дней. Ровно через месяц с момента официального объявления результатов выборов новоизбранный президент вступит в должность.

Это идеальный сценарий, в реальность осуществления которого на Украине мало кто верит. По мнению большинства экспертов, битва за кресло главы государства будет вестись не на жизнь, а на смерть. Главные претенденты на президентский пост Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, согласно данным социологов, идут вровень. Каждый из них пользуется поддержкой примерно 30 процентов избирателей. Но и двое других явных кандидатов — бывший спикер Арсений Яценюк и действующий лидер страны Виктор Ющенко — не собираются мириться с ролью аутсайдеров, рассчитывая как минимум прорваться во второй тур голосования.

При таком неоднозначном раскладе, прогнозируют социологи, кампания неминуемо получит скандальный характер. В условиях нестабильности электоральных предпочтений кандидаты будут готовы использовать любые методы борьбы — вплоть до применения грубых «черных» технологий.

На прошлой неделе это предположение нашло свое подтверждение в виде громкого скандала вокруг международного детского центра «Артек». 13 октября депутат Верховной рады от оппозиционной «Партии регионов» Вадим Колесниченко сообщил, что к нему обратилась мать двух детей, которые якобы были изнасилованы в оздоровительном лагере высокопоставленными чиновниками. Представители правоохранительных органов подтвердили эту информацию, заявив, что с лета расследуют данное дело в режиме секретности.

В развращении малолетних подозреваются сотрудники «Артека» и, что примечательно, трое депутатов — членов БЮТ: Виктор Уколов, Сергей Терехин и Руслан Богдан. Фигуранты дела свою причастность к скандалу опровергают, утверждая, что это наглая предвыборная провокация.

Комментирует Виктор Астрахов, политолог (Украина) 

Я уверен, что история с «Артеком» — провокация. Причем очень грубая и жестокая. Предвыборные страсти постепенно утихнут, но тень позора, которая легла на детскую здравницу, будет преследовать «Артек» еще многие годы. 

За всем этим чувствуется рука Ющенко. Он прекрасно понимает, что ему уже не быть президентом — трехпроцентный рейтинг свидетельствует о том, что он плохо пахнущий политический труп. Вместе с тем он хочет создать максимум проблем своим давним политическим оппонентам. 

Первый удар получила Тимошенко: даже если Юлии Михайловне удастся неопровержимо доказать, что ее депутаты не причастны к педофилии, в сознании украинцев она навсегда останется «ведьмой, пригревшей на груди змеюк». Я утрирую, конечно. Но доля правды в этом есть. Ладно бы обвинения в коррупции, воровстве, мошенничестве и так далее — такие вещи народ легко прощает. Но когда дело касается детей, люди теряют разум — им уже бесполезно что-то объяснять. 

Понятно, что все избиратели от Тимошенко не отвернутся. Но как минимум пяти процентов голосов она определенно лишится. А ведь именно за них развернется главная борьба. 

Кому эти пять процентов достанутся, сказать трудно. Скорее всего, Януковичу. Хотя ручаться не могу. Если Ющенко и на него имеет какой-то страшный компромат, то лидеру регионалов придется несладко. Тут ведь поле для маневра гораздо шире, учитывая прошлое Януковича — «скелетов» в его шкафу спрятано немало.

В общем, предвыборная кампания обещает быть жаркой. Боюсь, как бы кандидаты в этом водовороте бескомпромиссной войны не утопили друг друга. Им уже нечего терять, и они готовы на все. Не удивлюсь, если в этих условиях народ, уставший от дрязг, поддержит «темную лошадку», не успевшую еще замараться в грязи многолетних политических разборок.