Отца Даниила убили за приверженность миссионерству
Павел Шипилин: Всех потрясла смерть Даниила Сысоева. Вы с ним были близко знакомы. Расскажите, пожалуйста, о нем.
Кирилл Фролов: Я знал Даниила уже не помню сколько лет. Помню его до священнического рукоположения, дьяконом. И это был действительно человек-миссия. Его убили за приверженность православному миссионерству.
Сейчас в нашем обществе и в некоторых кругах, которые хотели бы ослабить Церковь, идет кампания против православных миссионеров. Против убитого отца Даниила, Андрея Кураева, отца Иоанна Охлобыстина.
Смерть отца Даниила Сысоева показала, насколько нужны миссионеры в нашей Церкви. Сейчас мы не знаем, кто может продолжить его дело. Он этим жил. Мы с ним могли часами стоять у карты мира и точками, крестиками отмечать города и страны, где еще нет православной миссии, думая о том, как бы ее там создать и что для этого нужно сделать, какие люди могут подойти, кто из нашей Церкви для этого подходит.
Часами мы думали и о том, что нужно сделать в Москве. О том, где нужно поставить храм, в какой части жилого района. О том, как мы будем проводить миссию по этим улицам. Как мы поедем в гости к гастарбайтерам, строящим «Москва-Сити». И мы бы пошли.
Он жил этим. Он умер за православное миссионерство. И он служил делу православной миссии. И умер при исполнении.
Истина всегда неполиткорректна
ПШ: Я хотел вот что спросить: практически сразу пошли слухи о том, что отец Даниил был слишком резок в своих высказываниях — и по поводу ислама, и по поводу других каких-то религий. Но, честно говоря, я не нашел ничего в Интернете, что подтверждало бы эти слова.
КФ: Вообще истина неполиткорректна. Это очевидно. Но ничего оскорбительного или уничижительного по отношению к тем, кто не в православии, не было. Он вел богословскую полемику.
Люди ведут научную полемику — они что, политкорректны? Нет. Они говорят не о политических вещах сущностных. Они говорят, что дважды два будет четыре. Конечно, это неполиткорректно по отношению к тем, кто говорит, что дважды два будет пять. Но дважды два будет действительно четыре. В борьбе за политкорректность, может, завтра нам запретят говорить, что дважды два — четыре.
ПШ: Не так давно — несколько лет назад, если мне память не изменяет, — он участвовал в дискуссии с мусульманами. С Вячеславом Али Полосиным.
КФ: Я с женой познакомился на этом диспуте. Она вопросы задавала. Это было ярко, умно, интересно. Отец Даниил интеллектуально выиграл, несомненно. Как он выиграл? Он разбил главный постулат ислама о том, что якобы православные учения Святой Троицы являются языческими. Он показал, что Триединство Бога, Единого Бога в трех лицах — это не есть троебожие, не есть многобожие, не есть язычество. А это есть монотеизм в своем высшем качестве, как он есть. Нераздельно триединство. Три лица Святой Троицы, но это не троебожие. Это единый Бог в трех лицах. Как ни парадоксально звучит, но он разбил главный исламский аргумент. Потому что якобы это языческое утверждение.
Православие — истина для всех народов России
ПШ: Поскольку Россия является многонациональным государством, то, естественно, ваши слова, ваша убежденность в истинности православия вселяет неуверенность в россиян-мусульман, в россиян других конфессий — протестантских или католических. Не могли бы вы пояснить, как православие видит жизнь с этими религиями и конфессиями.
КФ: Пригласите мусульманина — он будет с такой же убежденностью вам говорить, что учения Святой Троицы — это язычество, так как они являются почитателями Единого Бога. Само рождение богословской или научной истины не есть вражда к своему научному оппоненту. Давайте запретим математикам проповедовать таблицу умножения, потому что она может кому-то не понравиться. Ну, кто-то не верит, что дважды два — четыре.
ПШ: Хорошо. Эти люди входят в категорию русского мира?
КФ: Входят. Кто вам сказал, что все татары — мусульмане? Есть очень много крещеных татар. Причем это прослойка очень большая.
ПШ: Уточню: татары-мусульмане.
КФ: Входят. Ну и что? Констатация богословских истин не есть вражда. Это то же самое, что и констатация научных истин. При чем здесь вражда? При чем здесь национальная вражда?
ПШ: Мы говорим здесь об общежитии.
КФ: Отец Даниил как раз говорил о том, что православие — это уникальная истина, которая уникальна для русского, татарина, еврея, эскимоса и так далее. Как жить в общежитии? Нормально жить? Ученые живут между собой и не убивают друг друга. Все нормально.
ПШ: Не убивают.
КФ: Они устраивают научные дискуссии по актуальным проблемам.
Попыток оспорить роль Церкви в России мы не допустим
ПШ: Но известно, что все-таки Европа столкнулась с проблемой. Она не была к этому готова. С проблемой жизни с мусульманами. В Германии это семимиллионная диаспора турок. Арабская диаспора во Франции. И они пока не знают, как тут быть.
КФ: Здесь мы живем абсолютно объективно. Современный европейский христианин не виноват. Проблема от самих диаспор. В их постнацистской Германии любое слово о том, что они не правы, сразу вызывает жесткие законодательные санкции. И вот диаспоры ведут себя очень агрессивно, очень наступательно. Делят Германию на велаяты и так далее.
Если у власти в российском исламе будут традиционные спокойные люди, которые об этом и говорят… Например, Талгат Таджуддин, который осудил убийство отца Даниила.
ПШ: Да, сразу же. В тот же день.
КФ: ...То у нас все будет нормально. Я не вижу проблем. Если к власти придут такие, как лидеры совета Муфтиев… Например, господин Нафигулла Аширов, который не только не посочувствовал православным, но еще нагло заявил, что убийство отца Даниила, чудовищное преступление, является обыденным. Чуть ли не бытовым. Этот человек всегда говорит, что мы против православной культуры. В этом случае мира не будет.
Кто виноват? При всем уважении к неправославному народу России, большинство в России православное. Это и русские, и чуваши, и мордва, и осетины, и якуты, большая часть марийцев — все православие.
Мы уважаем все религиозные меньшинства. Никто в нашей среде не подрывает их гражданские права. Но когда мы видим попытки насильственного передела, попытки оспорить роль Церкви в истории России и в ее современности, то, естественно, мы имеем право отстаивать эти ценности законным правовым путем.
ПШ: Законным правовым путем и словом.
Я не верю в исламистско-ваххабитскую версию
КФ: Отец Даниил не был вообще политиком. Он говорил только о богословии, только о богословских темах. Об истине, о спасении. Он просто говорил то, что говорили Святые Отцы. То, чему учит Святая Церковь.
Ведь задача христианства православного не просто стать хорошим человеком, а сделать человека Богом по благодати. Ты должен принять крещение и стать христианином. Не став им, ты не обожишься и не спасешься. Это доктринальная истина православия. Так говорит любой священник. Просто отец Сысоев говорил активно.
ПШ: Он вызвал огонь на себя?
КФ: Он говорил очевидные вещи. Я не знаю, в чем он вызвал огонь на себя. Он говорил очевидное. И каждый священник должен быть миссионером.
Я, кстати говоря, не так уж убежден в исламистско-ваххабитской версии. Эта версия имеет полное право на существование. Православные не угрожают Аширову. Из наших никто ему не звонит и не говорит, что мы тебе кишки выпустим наружу и так далее. Мы всегда говорим, что будем действовать законным правовым путем. Что мы не дадим наши ценности на поругание. Мы не дадим, господин Аширов, оскорблять православную веру, память об убитом священнике Данииле Сысоеве и так далее. Но от наших нет такого, как проворачивание кишок и тому подобное.
ПШ: Он и сам был татарином, да?
КФ: Русские националисты тоже понимали, что отец Даниил Сысоев работает на Россию. Почему? Потому что его миссия среди диаспор — это христианизация. Любой умный националист всех не выгонит. Их осталось инкультурировать как-то. Как? Только через крещение.
И в этом смысле они понимали, что отец Данил Сысоев им очень нужен. Отморозки… Но все отморозки на разных учетах в психиатрических, милицейских и прочих органах. Их найти очень легко. Мы не нашли.
И я, честно говоря, сомневаюсь в компетентности следствия. Не думаю, что оно не хочет найти убийцу. Хочет. Если бы это было среди экстремистов — они давно известны, — легко было бы найти убийцу.
За убийством отца Даниила стоят антиправославные силы
ПШ: Вы не знаете, на какой стадии сейчас следствие?
КФ: Пока информации нет. Думаю, что за убийством стоит сила. Я не верю в одиночку. Слишком уж хорошо он готовился. Это силы, которые хотели бы остановить Русскую церковь. Заставить ее вновь вернуться в изоляцию. Ведь заметим, что убийство отца Даниила Сысоева произошло перед днем рождения Патриарха Кирилла. Стреляли в Даниила, целились в Патриарха.
ПШ: Вы в этом убеждены?
КФ: Мне эта версия кажется наиболее адекватной. Если преступник вычислял жизнь Даниила, готовился к покушению — значит, он определил и дату. Создается впечатление, что хотят что-то сказать Святейшему. Патриарх Кирилл известен как главный миссионер Русской церкви, выступающий на стадионах, площадях, рок-концертах, в вузах, в СМИ. Словно ему хотят сказать: мол, смотри, один активный уже поплатился, довыступался по улицам, смотри, куда полез, не суйся дальше ограды Данилова монастыря. А то, сам видишь...
Вот это мне приходит в голову. И в пользу этого свидетельствует кампания против других православных миссионеров немногочисленных. Все время есть проблемы у Александра Кураева — и с внешними, и со своими. У отца Иоанна Охлобыстина — с внешними и с якобы своими.
Давайте посмотрим миссионерское поле Москвы — главный миссионер у нас Патриарх. Кто еще является активным миссионером из московских священников? По пальцам можно пересчитать: это убиенный отец Даниил, это игумен Сергий Рыбко, который по рок-концертам ходит, панкам проповедует и в своем районе проповедует. Это дьякон Андрей Кураев и священник отец Иоанн Охлобыстин, который киношно-гламурную сферу охватывает своими проповедями.
Вот посмотрите: одного убрали, у других постоянные проблемы от чужих и от своих.
ПШ: У миссионеров всегда же были проблемы.
КФ: Не дай Бог, с ними еще что-то случится — и вообще некому будет проповедовать москвичам. Не в храме, а выйти за пределы храма. Выйти на рок-концерт, выйти на стадион, поехать на Украину. Перебьют их, не дай Бог, — будет пустыня духовная.
Поэтому я надеюсь, что все понимают: «черная метка» Патриарху должна привести к обратным результатам. Я отвечаю на запугивание словами Столыпина: не запугаете. И что каждый священник Русской церкви должен внять словам священноисповедника Иллариона Троицкого. А не отсидеться за стенами наших духовных школ, монастырей.
Поэтому мученическая смерть отца Даниила Сысоева — смерть за миссию — должна привести к тому, что каждый священник и мирянин Русской церкви станет миссионером. Чтобы началось мощнейшее миссионерское движение — такое, как в Сербии было. Николай Велимирович вдохновил священников и мирян создавать дружину народных благовестников, которые шли от города к городу, от села к селу, от подъезда к подъезду, проповедуя православие. И он действительно создал движение духовного и национального подъема сербов.
То же самое и нам сейчас надо в России. И мы на своем посту, как православные эксперты, будем структурировать православное политологическое экспертное сообщество. Потому что мы стесняемся говорить со своей колокольни — то есть в мире политики, экономики, спорта, культуры, — с православных позиций. В этом смысле мы честнее, чем те, кто выдает себя за полностью объективного и якобы независимого эксперта. Мы зависим от истины.