Егор Гайдар принадлежал к когорте так называемых младореформаторов и работал в правительстве России в переломный момент истории страны — с ноября 1991-го по декабрь 1992 года. Он являлся одним из ключевых творцов экономических реформ начала 90-х — либерализации цен и приватизации, которые привели к невероятному росту инфляции и к фактическому обнищанию населения.
Мало кто сомневается, что младореформаторами двигали добрые намерения. Наверняка они хотели привести Россию «к светлому капиталистическому будущему», при котором не будет нищих. Однако дело это оказалось не таким простым.
Вопрос о выплате компенсаций за потерянные сбережения граждан, хранившихся на книжках Сбербанка, актуален до сих пор. Сегодня правительство предлагает возместить обесценившееся вклады из расчета один советский рубль к трем современным российским рублям. Фактическое же соотношение составляет 1 к 500.
Комментирует Михаил Хазин, экономист, руководитель консалтинговой компании «НЕОКОН»
Конечно, перевести страну на рыночную экономику можно было мягко. То, что сделали так называемые младореформаторы, было сделано целенаправленно. Они хотели создать класс богатых, и по этой причине им нужно было иметь возможность раздать имущество тем людям, кому они сами захотят. И поскольку сбережения на счетах граждан могли бы помешать этим планам, находившиеся тогда в правительстве люди поставили перед собой задачу лишить население сбережений, чтобы оно не смогло полноценно участвовать в проводимой приватизации. Именно по этой причине и Гайдар, и Чубайс активно противодействовали идее возвращения сбережений россиянам до самого конца 90-х годов.
На тот момент объем средств граждан, хранимых в Сбербанке, составлял порядка 130 млрд долларов.