Акция протеста

Олег Орлов,

председатель совета правозащитного центра «Мемориал»

С милицией, оказывается, можно договариваться

С милицией, оказывается, можно договариваться
Вчера в столице прошло шествие, посвященное памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.
21 января 2010
Организаторам удалось получить разрешение московских властей на проведение мероприятия только со второй попытки. В первый раз чиновники отказали, сославшись на то, что заявка была подана слишком рано.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Убийца напал на Маркелова и Бабурову, когда они шли мимо дома №1 по Пречистенке («Белые палаты на Пречистенке») по узкому тротуару, и выстрелил дважды, смертельно ранив обоих. Оба были ранены в голову.

По данным ГУВД Москвы, на месте подняли две гильзы и извлекли пулю из стены дома №1[источник не указан 234 дня].

По мнению заместителя главного редактора «Новой газеты» Сергея Соколова, обнародованному радиостанцией «Эхо Москвы», девушку убили либо в борьбе, когда она пыталась помешать киллеру, либо в нее стреляли целенаправленно[5].

Маркелов скончался на месте, Бабурова скончалась в 1-й Градской больнице вечером того же дня.

Шествие оказалось самой многолюдной за последние месяцы массовой акцией, не организованной властями. Предполагалось, что, собравшись на Петровском бульваре, участники проследуют к Чистым прудам. Нести какие-либо плакаты и скандировать лозунги префектура Центрального округа Москвы запретила.

Милиция и ОМОН попытались разогнать собравшихся на Чистых прудах, но получили серьезный отпор. В результате властям пришлось договариваться. Участники акции разошлись только после того, как милицейское начальство пообещало отпустить 18 человек, задержанных ранее.

Комментирует Олег Орлов, председатель совета правозащитного центра «Мемориал», участник акции

Обычно под оппозицией подразумевают сторонников каких-либо оппозиционных партий. С такой точки зрения люди, пришедшие 19 января на Петровский бульвар, оппозицией не являлись. Хотя, конечно, они не согласны со многими действиями властей.

В мероприятии участвовали антифашисты и правозащитники, выступающие против националистических организации и тенденций. Казалось бы, властям, наоборот, нужно содействовать проведению подобного митинга, ведь организаторы выступают против экстремистов. Вместо этого нам чинили препятствия — сначала отказали в удовлетворении заявки, уже в ходе акции нарушили договоренности, что закончилось потасовками.

Планировалось, что люди, собравшись на Петровском бульваре, не разворачивая транспарантов и не скандируя политических лозунгов, мирно пройдут к Чистым прудам. Там должны были сказать несколько слов о Станиславе Маркелове по мегафону, после чего показать фильм о нем.

В ходе шествия некоторые молодые люди развернули плакаты и были окружены милицией, потребовавшей их свернуть. Уже в процессе выполнения требований милицией был отдан приказ задержать несколько человек. На подходе к Чистым прудам поступила информация о запрете использования мегафона.

Мегафон кто-то все-таки достал. Милиция, вклинившись в ряды участников акции, грубо попыталась задержать нарушителя, но получила серьезный отпор. Это была явная провокация властей. Начались столкновения. В итоге сотрудникам МВД не удалось разогнать ребят.

На этом этапе милицейское начальство, видимо, одумалось и вступило в переговоры. После долгих уговоров Льва Пономарева (директора движения «За права человека») собравшиеся разошлись взамен на обещание властей отпустить людей, задержанных ранее.

Задержанные действительно были отпущены.

Когда недопонимания с милицией только начались, казалось, что сотрудники МВД действуют просто по привычке, как действовали раньше против несанкционированных митингов. Но когда провокации продолжились, стало понятно, что работают милиционеры целенаправленно.

Нарушения со стороны участников акции были, но они носили характер, не требующий применения силы.