Омоновцам не привыкать попадать в сложные обстоятельства. Однако иногда чаша терпения переполняется даже у этих видавших виды солдат.
По словам бойцов ОМОНа, они вынуждены работать по двадцать часов в сутки без обеда на протяжении нескольких дней. Командир батальона полковник Сергей Евтиков установил для своих подчиненных квоту: три задержанных за смену. Если по каким-то причинам омоновец не выполняет норму, его лишают премии и надбавок мэра Москвы.
Второй батальон превратился в подразделение по зарабатыванию денег для руководства. Омоновцы охраняют рублевские коттеджи и арбатский офис грузинского вора в законе.
В промежутках между работой на стороне омоновцы разгоняют акции оппозиции. Перед каждым таким мероприятием командование проводит инструктаж, на котором рядовых бойцов убеждают в том, что все акции несогласных финансируются из-за рубежа.
В московский ОМОН берут в основном иногородних — местные задают слишком много вопросов. Полковник Евтиков называет своих подчиненных рабами, которые сделают все, что он прикажет.
Комментирует Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России
Проблемы ОМОНа коренятся в 90-х годах, а серьезный перелом наступил в 1994 году во время первой чеченской войны. Тогда людям платили очень мало, но и эти крохи задерживали. Поэтому они вынужденно занимались мародерством. Начальство, понимая тяжесть положения подчиненных, закрывало на эти факты глаза. А вернувшись домой, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов приносили свои привычки с собой.
Именно тогда была совершена стратегическая ошибка — не были четко обозначены основные задачи правоохранительных органов. В приоритетном порядке они должны формулироваться так: защита прав граждан и гражданских свобод, защита общественных свобод и только затем защита интересов государства. Постепенно на пустовавшее место пришла идеология защиты интересов начальника, корпоративных интересов.
И такая система всячески стимулируется. В обмен на лояльность сотруднику дают право на некую коррупционную ренту.
Сегодня сложилась ситуация, при которой под удар подпадают те сотрудники, которые не согласны с такой идеологией, устали от нее. И протестовать против системы приходится письмами в различные инстанции и выступлениями в СМИ.
Это не первая история. Можно вспомнить отказ владивостокского ОМОНа разгонять митинг своих же земляков в прошлом году после повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок. Пришлось перебрасывать московский ОМОН.
Эти случаи показывают, что система, казавшаяся отлаженной, начала давать сбой.