Военная реформа

Владимир Чуйнов,

майор

Армейские будни с выходными

Армейские будни с выходными
Солдат-срочников собираются перевести на классическую пятидневную рабочую неделю с двумя выходными, а также освободить их от уборки и дежурства по кухне.
23 апреля 2010
По словам министра обороны Анатолия Сердюкова, в связи с пересмотром программы обучения с учетом перехода на годичный срок службы был сделан вывод о необходимости разгрузить солдат от выполнения несвойственных им обязанности. Готовить пищу, убирать территорию и казармы теперь будут специально нанятые гражданские лица. А освобожденные от работы военнослужащие получат два выходных — субботу и воскресенье.

«Мы хотим создать такой режим работы, при котором пять дней в неделю солдат будет усиленно заниматься физической подготовкой, боевой учебой, освоением вверенного ему оружия и техники, а суббота и воскресенье будут выходными», — заявил Сердюков на встрече с представителями гражданских организаций. Неиспользованные дни отдыха, отметил министр, рядовые смогут использовать в виде дополнительного отпуска.

Кроме того глава Минобороны намерен изменить действующий в армии с незапамятных времен распорядок дня, сделав подъем в 07.00 утра, а отбой — в 23.00 (сейчас 06.00 и 22.00 часах соответственно). После обеда солдаты получат час отдыха.

В отличие от прежних реформаторских инициатив Анатолия Сердюкова, которые неизменно подвергались жесткой критике, эти неожиданно нашли широкую поддержку. Прежде всего среди общественных и правозащитных организаций, в один голос заговоривших о гуманизации армии.

По мнению главы комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам Елены Николаевой, самым важным является освобождение военнослужащих от несвойственных им обязанностей. «Солдат должен служить и заниматься военной подготовкой, а не чистить сортиры», — уверена Николаева.

В свою очередь, Союз комитетов солдатских матерей обрадован тем, что рядовые теперь смогут отдыхать в субботу и воскресенье. Ответственный секретарь Союза Валентина Мельникова считает, что озвученная министром обороны идея должна быть оформлена законодательно, «чтобы выходные были не волей командира, а нормой».

Пока женщины дружно «аплодируют» нововведениям Сердюкова, мужчины озабочены вопросом, как они отразятся на боеспособности Вооруженных сил. Военный эксперт Алексей Грибец считает, что если планам «неуемного реформатора» будет дан ход, то и без того разваливающаяся Российская армия утонет в хаосе. «Праздно болтающийся в выходные солдат, не знающий, куда себя деть, и от безделья развлекающийся всевозможными, мягко говоря, шалостями, — что может быть хуже для дисциплины. Дисциплины, без которой говорить о боеспособности армии просто смешно», — отмечает подполковник в отставке.

«Глава Минобороны заявляет, что солдат должен не работать, а учиться, — рассуждает Грибец, — Звучит вроде как хорошо. Но лично я не представляю, кто и чему их будет учить. Вряд ли солдат будут каждодневно обучать обращению с оружием — это невозможно технически. Сомневаюсь, что им будут преподавать тактику. Думаю, что военнослужащих по уши нагрузят строевой. Ать-два, левой — вот и вся служба».

Вместе с тем эксперт уверен, что идеи Анатолия Сердюкова так и останутся идеями. И дело даже не в том, что они никогда не приживутся в консервативной России. Просто сами военные чины не заинтересованы в их реализации. «Все это не более чем слова, призванные убедить общественность, что военная реформа, в реальности забуксовавшая еще на стадии подготовки, ведется. Мол, посмотрите, Российская армия все более и более становится похожа на лучшие западные образцы. Правозащитники и матери довольны — пока довольны. Потому что, повторяю, понравившиеся им идеи так и останутся идеями».

Комментирует Владимир Чуйнов, майор войсковой части №02511 Выборгского района Ленинградской области

Не могу не прокомментировать очередные планы по реформе министра обороны, а по сути, развалу Российской армии. С одной стороны, перед нами ставятся самые высокие задачи. С другой — делается все, чтобы осложнить их реализацию.

«Армия должна быть современной», — говорят нам командиры. Однако современная еще не значит боеспособная. Надо признать, что мы еще не доросли до того, что уже давно практикуется в Германии или Израиле, где армия для солдат то же самое, что работа или учеба для гражданских.

У нас это не сработает, потому что на трудовых нагрузках строится вся система воспитания личного состава. Сегодня нет наказания в виде гауптвахты. Теперь единственный способ как-то обуздать особо ретивых срочников — нагрузить их за провинности работой. Пару раз вычистишь щеткой туалет, и желание нарушать дисциплину сразу отпадает.

Если нас лишат и этого, то я, честно говоря, даже не знаю, что мы будем делать с новобранцами, которые и так совершенно неуправляемы. Ладно опытные офицеры, мы всегда найдем способы воздействия. Но вот молодым лейтенантам будет трудно. С дисциплиной — основой боеспособности любых вооруженных сил — можно попрощаться.

К тому же если работать будут гражданские, то это протащенные через КПП водка, наркотики, конфликты, драки и еще куча всяких проблем.

Я категорически против введения выходных. Солдат всегда должен быть нагружен каким-либо делом, иначе он начинает разбалтываться. Много свободного времени — много лишних мыслей. Это не шутка и не присказка старых вояк, а закон, который спасает срочников, особенно совсем юных, от необдуманных действий. Представьте: суббота, солнышко светит, солдат скучает по своей девушке, хочет ее увидеть жуть как. Идет в самоволку, попадается патрулю. В лучшем случае отделается арестом. А может и жизнь себе поломать, если сопротивляться задержанию станет.

Непонятно, что солдаты будут делать в эти самые выходные. Вряд ли книжки читать. Обязательно придумают себе какое-нибудь развлечение, которое может закончиться всем чем угодно. Попробуй-ка за ними уследи. То есть получается, что солдатам дают выходные, а нас, офицеров, их лишают.

Такая армия стране не нужна — она ее просто не защитит, возникни такая необходимость.