Ходорковские чтения

Арсений РОГИНСКИЙ, Юрий ШМИДТ, Владимир РЫЖКОВ, Евгений ГОНТМАХЕР, Александр АУЗАН и другие

БУДУЩЕЕ СТРАНЫ ЗАВИСИТ ОТ ИСХОДА «ДЕЛА ЮКОСА»

БУДУЩЕЕ СТРАНЫ ЗАВИСИТ ОТ ИСХОДА «ДЕЛА ЮКОСА»
К такому выводу пришли участники «Шестых Ходорковских чтений», которые состоялись во вторник, 6 июля.
8 июля 2010
По сложившейся уже традиции «Ходорковские чтения» стали площадкой для дискуссии, объединившей известных российских экономистов, политиков, политологов, юристов и правозащитников. На этот раз эксперты попытались ответить на один из самых актуальных на данный момент вопросов: есть ли у нашей страны пути выхода из тяжелейшей социально-экономической ситуации, в которой она сегодня оказалась? Несмотря на различия взглядов, участники форума пришли к выводу, что будущее России напрямую зависит от решения по второму «делу ЮКОСа». Значимость этого решения была подчеркнута тем, что обсуждению его возможных вариантов впервые была посвящена отдельная сессия.

Ходорковские чтения, ч. 1

Ходорковские чтения, ч. 1

Арсений Рогинский, правозащитник, один из организаторов «Ходорковских чтений»

Смешно было бы говорить, что на предыдущих пяти чтениях мы не говорили о проблемах, связанных с Ходорковским. Говорили, и говорили непрерывно.

Каждый раз, открывая чтения, я говорил, что они не о Ходорковском и не о его личной судьбе, а о тех проблемах, которые ставил Ходорковский… Заметим, что когда-то эти проблемы сводились к статьям типа «Левый поворот» и другим…

Тема «бизнеса и власти» — она ведь была постоянной. Тема «права собственности» и «будущее России» и так далее — это все были наши постоянные темы. Мы никогда просто не называли их словосочетанием «дело ЮКОСа». А сейчас назвали — пора пришла.

Просто за этот год процесс, происходящий в Хамовническом суде, постепенно стал важнейшим элементом — по крайней мере одним из важнейших элементов — российского общественного сознания. Не то чтобы статус его поднялся, не то чтобы, повторю, это связано с именем Ходорковского — тут очень много сошлось. Разочарование очарованных началом двухтысячных, с одной стороны. С другой стороны, разочарование деятельностью так называемой оппозиции последних лет и попытками ее консолидации.

Стало ясно, что в процессе происходит что-то настоящее. Что это не процесс над какими-то двумя людьми, а это процесс про настоящее — про сегодняшний и про завтрашний день России.

Вот то, что вчера сказал Михаил Борисович (хотя мы придумывали эту секцию два месяца назад, а сказал он это вчера — как будто подгадав)… О том, что этот процесс про то, какой будет Россия. Будет ли у нее модернизация или не будет никакой модернизации? Будет у нее правосудие или не будет правосудия? По сути дела, будет ли как-то развиваться эта страна или будет застой и гниение? Про это процесс. Фактически так Ходорковского все и поняли.

Ведь к чему он призывал судью? Он призывал его к ответственности: мол, поймите значение процесса, в котором вы принимаете участие, который вы ведете. И ведите себя соответственно этому значению — не мельчите, не подличайте, не угодничайте, а будьте честны. Потому что получается, что эта честность не перед подсудимыми, а большая честность. Это про наш завтрашний, будущий день.

И вот, когда значение самого процесса как такового, не просто «дела ЮКОСа» с проблемами взаимоотношения бизнеса и власти, прав на собственность, инвестиционного климата… Не просто судьба выдающегося человека, замечательного… Это что-то большее. Может быть, это действительно самое значительное событие, которое проистекает на наших глазах.

Мы это поняли, мы это почувствовали. Мы поняли, что дело не в том, когда выпустят Михаила Борисовича, а в том, что вообще из всего этого выйдет. Что будет с нами, со всей страной. Об этом и будет третья секция «Ходорковских чтений».

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского

Михаил Борисович относится к этому форуму с большим интересом. И когда я с ним разговаривал сегодня утром, он еще раз подтвердил свой интерес и попросил поблагодарить всех присутствующих за то, что они по-прежнему проявляют внимание к проблемам, связанным не только с его делом, а связанным с положением в стране.

Вам, вероятно, хорошо известно, что, находясь уже шесть лет и восемь месяцев в заключении, он все больше проникается вопросами, не связанными напрямую с его делом. Он видит в своем деле определенные отражения той тупиковой ситуации, в которой оказалась наша страна и ее общество.

Поэтому любое свежее мнение, любые идеи, которые направлены на выход из этого тупика, привлекают его внимание и вызывают его большой интерес. Потому что сам он, как ни удивительно, в первую очередь думает не о своей судьбе, своей участи, сколько о судьбе России. И это не поза — это его внутренне состояние и глубочайшее убеждение.

Ходорковские чтения, ч. 2

Ходорковские чтения, ч. 2

Владимир Рыжков, политик

Сегодня при открытии «Ходорковских чтений», как мне кажется, лучше всего объяснил, почему «дело ЮКОСа», дело Ходорковского–Лебедева надо рассматривать в отдельной сессии форума, профессор Ясин. Он совершенно правильно сказал, что поначалу… Ну, арестовали, ну, захватили компанию, совершили рейдерскую атаку, но рынок продолжал расти, экономика продолжала расти. И многие посчитали: ну да, эпизод закончился — ничего страшного.

Но вот сейчас, много лет спустя, мы видим, что «дело ЮКОСа» оказало огромное воздействие на Россию и продолжает оказывать. Падение деловой активности, очень низкие инвестиции, то, что Россия глубже, чем другие страны, переживает кризис, — это все прямо вытекает из «дела ЮКОСа».

Евгений Гонтмахер, заместитель директора Института современного развития

На этом примере видны органические свойства нашего политического режима. Вот сейчас на первой секции обсуждаются технологические отставания, институциональные отставания страны, много говорится о роли государства и так далее. Так вот, глядя на дело Ходорковского и Лебедева, это все в полном объеме становится очевидно.

И, собственно, то, как закончится этот процесс и вообще вся эта эпопея вокруг их заключения, с нашей точки зрения, покажет, как и куда будет развиваться Россия в ближайшее десятилетие.

Александр Аузан, президент Института национального проекта «Общественный договор»

По-моему, еще на первых «Ходорковских чтениях» я обозначил свой доклад «Ходорковский как проблема», как заноза, которая сидит в российской государственной и общественной жизни, стыкуясь с главными вопросами российского бытия: состоянием судебной системы, тюремного заключения, законности-незаконности приватизации, возможности конкурировать с политической властью. Эти все вопросы сконцентрировались вокруг фигуры Михаила Борисовича Ходорковского.

Поэтому то или иное решение по этому делу означает во многом выбор того или иного пути для страны.

Георгий Сатаров, президент фонда «Индем»

Государство без справедливости — это большая разбойничья шайка. Это еще много-много веков назад сказал Блаженный Августин. И это остается актуальным до сих пор.

На самом деле, когда мы сталкиваемся с таким явлением, как дело Ходорковского и Лебедева, как «дело ЮКОСа», то эта проблема справедливости возникает первой.

Сергей Ковалев, правозащитник

Если говорить, не стесняясь в выражениях и имея в виду очень общие подходы, я сказал бы так: кончиться «дело ЮКОСа» может только крахом этой власти. Ну, или тоталитаризмом в стране.

Надеюсь, что тоталитаризма не последует.