Помимо всемирной видеобиблиотеки, под запрет попали сайты lib.rus.ec, zhurnal.ru, thelib.ru и web.archive.org. Прокуратура города обнаружила на одном из них книгу Адольфа Гитлера «Mein Kampf» («Моя борьба»). Городской прокурор Владимир Пахомов попросил суд обязать провайдера заблокировать доступ к перечисленным сайтам.
Президент провайдера, который должен теперь выполнить решение суда, Александр Ермаков попытался объяснить, почему не может этого сделать. Во-первых, он не имеет права ограничивать доступ к информации, если абонент не нарушал условий пользования сетью. Во-вторых, он не владеет перечисленными ресурсами и не отвечает за их содержание. И, наконец, в-третьих, контроль за выполнением закона «О противодействии экстремистской деятельности» — прерогатива ФСБ и Роскомнадзора, проверки которых провайдер прошел без замечаний о нарушениях.
Здесь вы можете посмотреть сканированные копии решения центрального районного суда Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»
Лучшее средство от перхоти, как известно, гильотина. Оно же — точнее, она же — превосходно помогает от насморка, головной боли и вообще очень хороша в качестве универсального средства от разных напастей.
В Комсомольске-на-Амуре пошли именно этим путем, не ведая сомнений. Я, откровенно говоря, тоже не сторонник распространения «Майн Кампф» или «Россия для русских», но являются ли конкретные интернет-ресурсы виновными в том, что в них появились подобные вещи?
Интернет — особое пространство. Которое, к счастью, трудно контролировать властям и, к сожалению, трудно контролировать тем, кто непосредственно ведет сайты. Физически невозможно отследить все, что моментально появляется в Сети, потому что размещается это зачастую заявительным образом. Я уж не говорю про комментарии пользователей, которых на конкретном сайте может быть до нескольких тысяч в час. Как со всем этим быть, пока не вполне понятно.
На сегодня самым разумным было бы просто проявлять терпение и взаимное доверие. То есть мы не подозреваем власти в том, что они хотят нам напакостить, а власти не подозревают нас в экстремизме. Мы по возможности блокируем и удаляем все противозаконное, что можем отследить, а если ФСБ или Роскомнадзор что-то обнаружат, они поставят нас в известность, и мы примем меры, устранив недогляд. Попутно существуют технические возможности, чтобы установить, кто именно повесил в Сеть конкретную пакость.
Иначе мы получаем ерунду со всех сторон. Чтобы закрыть неугодный ресурс, достаточно какому-то провокатору разместить на нем нечто противоправное и еще до наступления реакции поднять бучу, довести до суда и «пошить» экстремизм или что-то в этом роде.
А разве хорошо превращать суд в посмешище? Youtube легальная, вполне пристойная штука, которую смотрят во всем мире, кроме какой-нибудь оголтелой Северной Кореи, и вдруг на отдельном пространстве Комсомольска-на-Амуре районный судья фактически признает экстремистским сайт, который ежедневно посещают миллионы людей. То есть судья знает что-то, чего не знает вся планета? Или у него самое острое чувство справедливости на Земле?
Если кто-то убьет соседа лопатой, повод ли это для запрета лопат или, пуще того, для гонений на сельское хозяйство?