Первая десятка богатейших людей мира:
Карлос Слим Элу (Мексика) — состояние 53,5 млрд долларов,
Билл Гейтс (США) — 53 млрд долларов,
Уоррен Баффет (США) — 47 млрд долларов,
Мукеш Амбани (Индия) — 29 млрд долларов,
Лакшми Миттал (Индия) — 28,7 млрд долларов,
Лоуренс Эллисон (США) — 28 млрд долларов,
Бернар Арно (Франция) — 27,5 млрд долларов,
Эйке Батиста (Бразилия) — 27 млрд долларов,
Амансио Ортега (Испания) — 25 млрд долларов.
Идея поделиться своим состоянием с бедными принадлежит миллиардерам Уоррену Баффетту и Биллу Гейтсу. Они первыми объявили о готовности сделать крупные пожертвования, после чего провели серию встреч с «коллегами по цеху», призвав их присоединиться к проекту. Неожиданно для американского общества, как и для всего мира в целом, инициатива была поддержана многими богачами.
По словам Баффетта, его действия являются попыткой придать новый толчок сфере благотворительности. «Поведение тех, кто был до нас, сказывается на тех, кто будет после, особенно если последними восхищается общество», — говорит он.
Эксперты отмечают, что в последние два года объемы пожертвований заметно снизились. По данным Giving USA Foundation, за прошлый год они упали на 3,6 процентов — до 303,8 млрд долларов против 315 миллиарда в 2008 году. Именно поэтому Баффетт и Гейтс не собираются останавливаться на достигнутом, в самом скором времени намереваясь убедить присоединиться к «Клятве дарения» богатейших людей Индии и Китая.
Вместе с тем далеко не всем миллиардерам нравится эта инициатива. Так, самый состоятельный человек в мире, мексиканский магнат Карлос Слим, чье богатство оценивается в 53,5 млрд долларов, публично отказался делиться своими деньгами с бедными.
«Жертвовать половину состояния на благотворительность — это по меньшей мере абсурдно. Никто не может с уверенностью сказать, что эти средства будут израсходованы должным образом теми людьми, в чьи руки они попадут, — заявил Слим на встрече с журналистами. — Я прекрасно понимаю стремление состоятельных людей содействовать решению серьезных социальных проблем, но не таким образом. Деньги должны выделяться под значимые социальные программы, и за их реализацию должны отвечать конкретные и компетентные люди», — подчеркнул бизнесмен. Он уверен, что не надо давать людям рыбу, их нужно учить пользоваться удочкой.
Вместе с тем вполне возможно, что сама по себе идея филантропов Билла Гейтса и Уоррена Баффетта найдет воплощение во многих странах. По крайней мере в России уже звучат призывы последовать примеру американцев.
В частности, Владимир Жириновский посчитал сумму, которую могли бы выделить российские миллиардеры для оказания помощи пострадавшим от охвативших всю страну лесных пожаров. Как пишет в своем интернет-блоге лидер ЛДПР, «на помощь погорельцам бросилась вся страна, а крупный частный бизнес практически не принимает участия в происходящем». «Бизнесмены могли бы без особых усилий набрать необходимую сумму. У нас миллиардеров официально больше 60 человек. Они могли бы полностью взять на себя решение проблемы, выделив примерно по 40—50 млн рублей. При этом их состояние куда больше. Когда разразился мировой финансовый кризис, им были выделены государственные средства на поддержку бизнеса. Теперь помощь нужна уже государству и его гражданам. Мы взываем к совести и гражданской ответственности бизнесменов», — говорит Владимир Вольфович.
Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»
Уоррен Баффет и Билл Гейтс даже не подозревают, что то, чем они занимаются и к чему призывают других богачей, называется «социальной ответственностью бизнеса». Они это называют благотворительностью. А вот у нас в России все наоборот: слово «благотворительность» обычно употребляется в гневном контексте «здесь не благотворительная организация», что в переводе на нормальный язык означает «идите в ж...».
Нет, отдельные чудаки по непонятному капризу и в России могут поделиться с ближними своим накоплениями, но поскольку чудаков в стране среди богачей мало, здесь действует как раз «социальная ответственность бизнеса». Вот есть Олимпиада в Сочи, а денег на нее особо нету. И тогда приходят добрые люди к олигархам и напоминают им о социальной ответственности, а заодно о том, что бывает с теми, кто не хочет делиться. Некоторые варежки шьют, иные по Лондонам мыкаются. Социально ответственный бизнес покупает яйца Фаберже и дарит их народу или украшает Константиновский дворец коллекцией Ростроповича. Или поддерживает в аврально-добровольном порядке футбольный клуб «Томь» и вертеп на Селигере.
Мы не можем полагаться на случай. Мы не можем уповать на чудачества. Нам нужна плановая добровольность, нам нужна вертикализированная благотворительность. Можно и чудачествами заниматься, но и куда надо не забывать отстегивать.
А в принципе, нашим богачам, я думаю, и безо всякой социальной ответственности ближе позиция главного Скруджа МакДака на планете — Карлоса Слима. Не знаю, может быть в Америке действительно можно вот так взять и отдать миллиардов двадцать личных денег не пойми кому и не сомневаться в том, что деньги и попадут куда надо и будут использованы с толком и без воровства. А у нас, как и у мексиканцев, нет уверенности в том, что пожертвования попадут хотя бы приблизительно к тем, кому они направлялись, и что на эти пожертвования бюрократы от филантропии не построят себе коттеджи и не купят большие красивые автомобили.
К тому же можно запросто и без штанов остаться: половину пожертвуешь сиротам, а вторую половину государство отнимет. Был с алтыном — и вдруг без гроша.