Пожары: итоги

Алексей КОНДАУРОВ,

депутат Государственной Думы IV созыва,
генерал-майор КГБ в отставке

КОДЕКС ПОДЖИГАТЕЛЕЙ

КОДЕКС ПОДЖИГАТЕЛЕЙ
Причиной охвативших всю страну пожаров стала не аномальная жара, а плохие законы, их неисполнение чиновниками и неподготовленность пожарных служб.
24 августа 2010
Лесной кодекс, принятый «Единой Россией» по указанию сверху четыре года назад, полностью разрушил систему превентивных противопожарных мер, что вкупе с ликвидацией авиационных отрядов и отсутствием современной техники привело к гибели людей и уничтожению огромных лесных массивов. В настоящий момент необходимо срочно выработать комплексный план законодательной и позиционной работы, реализация которого позволит в будущем избежать пожаров столь угрожающего характера. Однако вместо этого власти увлеченно ищут виноватых и тратят миллиарды на обводнение торфяников.
До принятия нового «Лесного кодекса» непосредственной работой по борьбе с лесными пожарами в России было занято примерно 250 000 человек. Это лесная служба, лесничества, лесхозы, региональные комитеты по природным ресурсам, плюс работники сельсоветов, районных и областных администраций, пожарная охрана и МЧС.

Одна из главных причин сегодняшней катастрофы с лесными пожарами и проблем с их ликвидацией — принятие Лесного кодекса в 2006 году, которое происходило на моих глазах. Я был депутатом Госдумы от фракции коммунистов, которые голосовали против этого закона. Единороссы же продавливали его изо всех сил и в конце концов добились своего. Хотя их и предупреждали, что тем самым они разрушают отработанную десятилетиями систему лесного хозяйства, раннего предупреждения пожаров, что никакого ответственного собственника, который, по задумке разработчиков кодекса, будет отвечать за лес, сразу не появится. Но все наши доводы так и не были услышаны…

Председателем думского комитета по природным ресурсам и природопользованию была тогда Наталья Комарова — нынешний губернатор Ханты-Мансийского автономного округа. Очевидно, что ей была дана отмашка сверху, поэтому все разумные поправки к Лесному кодексу отметались. В чьих интересах все это делалось, понятно: государство сбрасывало с себя лишнее бюджетное бремя. Предполагалось, что его возьмет на себя собственник, которому будут передаваться в аренду леса, а частично оно будет передано в регионы, на места. Таким образом, федеральный центр делал себе финансовое послабление, считая, что так будет лучше. Это была огромная ошибка, поскольку те деньги, которые сейчас тратятся на борьбу с пожарами, не только не компенсируют, а в разы перекрывают выгоды, которые получило государство. Не говоря уже о моральных потерях и гибели людей.

Беда в том, что Лесной кодекс разрушил систему, которая обеспечивала превентивные, профилактические меры по выявлению и локализации очагов возгорания. Лесники повсеместно ликвидированы как класс. Есть информация по лесхозам Московской области: там в десятки раз сократили должности лесников, которые совершали ежедневные обходы, выявляли те или иные недостатки, критические места, ставили в известность соответствующие службы или сами принимали меры, устраняя возгорания, если очаги огня были небольшими. Специализированные авиационные подразделения, которые занимались локализацией пожаров, облетом, осмотром, практически исчезли, поскольку их финансирование передали в регионы. Все это и привело к столь масштабной катастрофе.

Более того, даже действующие статьи Лесного кодекса не выполняются. Ответственных собственников очень мало. По закону при вырубке леса должна проводиться компенсационная подсадка деревьев. Эксперты предполагают, что в связи с кризисом собственники последние два года посадку не проводили. Поэтому сейчас они, возможно, сами поджигают свои просеки, чтобы замести следы неисполнения кодекса.

Кроме того, порубка леса дает массу возможностей для коррупции: предоставление порубочных билетов, леса в аренду и так далее. Есть обилие информации, как на Дальнем Востоке вырубаются леса и как китайцы неконтролируемо вывозят древесину. То же самое происходит в Новгородской, Псковской и других областях. Там, где имеет место коррупция, закрывают глаза на варварское отношение к лесу, на безжалостные вырубки, на несоблюдение природоохранных правил и так далее. И Лесной кодекс, с учетом того, что у нас существует коррупционная вертикаль, в том виде, в котором он есть, нанес серьезный урон природе и защите лесного фонда.

Еще раз повторю, катаклизм с пожарами был порожден не только несовершенством закона, но и его неисполнением. Ведь по закону собственник леса должен нести ответственность за пожароопасную ситуацию, должен принимать участие в ее предотвращении. Но никто ничего не делал.

Аналогичная ситуация с тушением пожаров. Конечно, первичные меры пожаротушения должен принимать собственник. Также должны были участвовать централизованные региональные команды. Но я уверен, в 90 процентах случаев никто ничего не делал.

Главное сейчас — обозначить причины случившегося, назвав вещи своими именами. Причем сделать это необходимо комплексно, по всем районам, по всем губерниям — то есть должен быть разработан комплексный план как законодательной, так и позиционной работы, реализация которого в будущем не позволила бы пожарам приобрести такой угрожающий характер.

Стоит поставить вопрос и о подготовленности пожарных служб — при тушении пожаров должны использоваться современные технологии. Личный состав обязан быть готовым к применению новых технических средств, а это значит, что его нужно постоянно обучать, тренировать, натаскивать. Этого сейчас нет.

Пожарная охрана была передана в подчинение Министерства по чрезвычайным ситуациям в 2001 году. До этого она числилась в МВД. Что сделало МЧС за эти девять лет? Посмотрим на цифры. В Соединенных Штатах, где площадь лесных угодий ничуть не больше, чем в России, 150 единиц современной авиационной техники, которая в состоянии комплексно участвовать в тушении лесных пожаров. В Канаде, которая меньше России, — 120 единиц, во Франции — 30. В свою очередь, МЧС РФ располагает всего-навсего четырьмя специализированными самолетами. В 2007-м было принято решение подкупить еще три, но якобы из-за нехватки средств они до сих пор не куплены. Зато у ведомства Сергея Шойгу нашлись деньги на джипы — мы все видим, на чем они по Москве ездят...

Вся система государства продемонстрировала сегодня свою неэффективность. Конечно, пожарные, спасатели, военные героически сражались с огнем. Но почему гибнут люди? Почему ситуация зависит не от начальников, которые должны организовать борьбу с пожарами, а от тех, кто своими телами и своей жизнью жертвует?

Власти призывают не жалеть денег на тушение. Их, собственно, и не жалеют. Деньги буквально горят — многомиллиардные суммы оседают в карманах коррупционеров. Средства должны выделяться под конкретные, осмысленные проекты, а не просто так — по распоряжению премьера или президента. Ведь вопрос не в размере сумм, а в правильной организации. Если власти этого не поймут, то уже следующим летом мы можем столкнуться с точно такой же проблемой — масштабными пожарами, перед лицом которых государство вновь окажется бессильным.