— Мы пойдем на это, как идут все страны, — объявил глава Пенсионного фонда Антон Дроздов, выступая на XIX Балтийской конференции по вопросам социального обеспечения, которая прошла в Светлогорске.
Его слова не стали неожиданностью. Еще в начале апреля помощник президента Аркадий Дворкович на XI Международной конференции по проблемам развития экономики и общества инициировал обсуждение перспективы повышении пенсионного возраста. «Мне кажется, что время пришло, и не стоит обманывать самих себя, что люди не готовы. Они готовы», — уверен Дворкович. Похожие идеи неоднократно высказывал и министр финансов Алексей Кудрин.
Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков уже прокомментировал слова чиновников, подчеркнув, что, прежде чем касаться темы повышения пенсионного возраста, нужно увеличить продолжительность жизни в России:
— Все высказывания и Дроздова, и Кудрина являются провокационными. Они ни на чем не основаны. Но так как они занимают высокие должности, то их высказывания дезориентируют граждан. Кудрин и Дроздов должны взять лист бумаги и написать заявление об отставке. А после этого они могут говорить что угодно из области теории, — негодует лидер российских профсоюзов.
Ранее Антон Дроздов рассказывал о том, что специалисты фонда уже подготовили расчеты поэтапного повышения возраста выхода на пенсию: «Мы предлагаем рассматривать этот вопрос с 2015 года, с тем чтобы к 2030 году завершить переходный период».
Примерно такие же сроки перехода намечены в ряде стран Европы. В Германии еще в конце 2006 года была одобрена реформа, предусматривающая в период с 2012 по 2019 год постепенное увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет. В Нидерландах планируют к 2025 году поднять пенсионную планку также на два года — до 65 лет. Власти Испании в начале текущего года объявили о намерении увеличить возраст выхода на пенсию с 65 до 67 лет.
Власти Австрии намерены окончательно уравнять в правах женщин и мужчин к 2024—2033 годам, увеличив пенсионный возраст представительниц прекрасного пола с 60 до 65 лет. Похожую реформу планируется провести в Великобритании к 2020 году.
Вместе с тем, по мнению экспертов, России в реализации пенсионной политики не стоит ориентироваться на Европу. Ведь средние показатели продолжительность жизни в странах ЕС существенно выше, чем в РФ. Именно по этой причине повышение пенсионного возраста кажется большинству россиян откровенно циничным и наглым способом сэкономить «на народе».
По данным фонда «Общественное мнение», идею повысить пенсионный возраст поддерживают только три процента россиян. 60 процентов опрошенных полагают, что нынешние рамки (60 лет для мужчин и 55 — для женщин) оптимальны. А 33 процента респондентов вообще предлагают планку пенсионного возраста понизить.
В свою очередь, в Минздравсоцразвития считают, что повышение пенсионного возраста не решит проблему дефицита ПФР. По мере его повышения придется наращивать расходы на содержание безработных предпенсионного возраста. Кроме того, заметно вырастет число получателей пенсий по инвалидности, поскольку многие из тех, кто рассчитывал выйти на пенсию в 55—60 лет, сумеют оформить себе инвалидность, предупреждают аналитики ведомства.
Комментирует Владимир Евсеев, кандидат психологических наук
Согласно недавнему опросу одного из интернет-порталов, работающего на рынке труда, резко отрицательно к идее повышения пенсионного возраста относятся около 75 процентов жителей страны. Причем основная часть из них — люди не предпенсионного возраста (50—55 лет), а 30—40-летние граждане, что объяснимо.
Для более молодых россиян как возраст 60, так и возраст 65 лет кажется далеким. Немногие думают о том, что ждет их на пенсии и когда эта пенсия настанет. С другой стороны, пожилые россияне часто, наоборот, стремятся сохранить свое место работы, так как положенная им пенсия явно недостаточна для обеспечения всем необходимым. Поэтому, выйдя на пенсию, они нередко ищут некую подработку.
Получается, что планы правительства затрагивают в большей степени именно людей так называемого среднего возраста, которые уже окончательно сформировали свое отношение к жизни и жизненные планы. У таких людей вероятность проработать на пять лет дольше того, насколько они рассчитывали, конечно, восторга не вызывает.