Коллеги из «Новой газеты» и Международного центра журналистских расследований поинтересовались у уважаемых компаний, что заставило их выступить спонсорами «Селигера-2010» и как они относятся к тому, что вообще происходило в молодежном лагере. Ответы были весьма любопытны.
Так, например, представитель Siemens доложил, что спонсором фирма не была, но «по приглашению другой компании представитель сделал презентацию о карьерных возможностях в Siemens. «Посудный» гигант Tupperware заметил, что понятия не имел о том, что «Наши» являются организаторами «Селигера-2010», а участвовала компания только в первых сменах лагеря, проигнорировав «Лидерство» и «Православие» из-за «интенсивно политической природы» этих тематических направлений. Intel сообщил, что лишь предоставил оборудование для смены, посвященной коммерциализации научно-технических разработок. А Daimler выделил всего три «мерседеса» для «челночных рейсов».
При этом все участники опроса не подтвердили предположения, что истинным мотивом их участия в «Селигере» было стремление облегчить свою деятельность на российском рынке. В то же время наблюдатели и эксперты полагают, что особенности ведения бизнеса в России таковы, что без поддержки кремлевских проектов и вообще без проявления повышенной лояльности к государству западным компаниям нелегко вести дела.
Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»
Вот все говорят, мол, мы живем в век информационных технологий, в век информации, когда всем всё про всё известно и ничего не укроется. Но все чаще в последнее время мы сталкиваемся с удивительными примерами того, что очевидные и общеизвестные вещи оказываются неведомы для людей, обязанных быть осведомленными. У нас, например, премьер-министр страшно удивляется, что в Москве снова судят Ходорковского, — для Путина это поразительное открытие!
Но, как выяснилось, «несознанка» и провалы в памяти не какая-то специфическая российская болезнь. Всемирные компании, оказывается, тоже могут быть не в курсе. Коллективно и поголовно. Они очень трогательно конкретизируют, как участвовали в «Селигере», как бы и вовсе не участвуя в нем. По принципу «чуть-чуть не считается». Ну вот если бы там было не три «мерседеса», а хотя бы десять, тогда это, наверное, было бы нехорошо. А три автомобиля — не страшно.
Осталось выяснить, где же пролегает граница стыдного. Потому что для уважаемой фирмы стыдно участвовать в гоп-кампании. Как бы ни назывались семинары или смены, где висит ваш логотип. Потому что все мероприятие в целом было организовано людьми с очень своеобразной репутацией. И позвольте не перечислять все «подвиги» «нашистов» — они прекрасно известны. И так получается, что если логотип Intel висел бы рядом с инсталляцией, где приличных людей рисовали в фашистской форме, — это было бы ужасно. А когда он висит в нескольких десятках метров и не попадает в кадр — это приемлемо. Словно корпорация существует на «Селигере» в безвоздушном пространстве. Вот наш бренд, вокруг все чистенько, а прочее нас не касается. В первой смене мы говорили о пользе компьютеров, а что там рисовали на плакатах дальше — не наш вопрос. Ну так хотя бы поинтересуйтесь, сняли ли ваши логотипы, после того как ваши тематические встречи завершились, а то благословение эмблемы распространяется на все селигерские колядки.
В общем, мы все взрослые люди. И знаем, как это называется — «и рыбку съесть, и на… сесть». Бизнес и ничего личного.
Конечно, в России у власти не самые симпатичные люди, но страна большая — и сколько «мерседесов» и сковородок можно тут продать! А какие перспективы для компьютерного рынка! Тот же Daimler не так давно вляпался в историю с откатами чиновникам — участие в Селигере после этого даже плохим поступком не назовешь.