Недавно в СМИ разгорелся интернет-скандал. Арт-группа «Война» выложила в блогах фотоотчет о своих последних «подвигах»: изображения нескольких перевернутых милицейских автомобилей в качестве объекта «художественного перформанса». Как они сами говорят, это был «дворцовый переворот». В свою очередь, милиционеры называют произошедшее обычной хулиганской выходкой. Не будем вдаваться в подробности проведения данной акции и подозрительно прохладной реакции стражей порядка — разберемся, мол. Обратим внимание на тот факт, что этот интернет-скандал — очередной.
К такого рода историям мы уже если не привыкли, то привыкаем. Даже если взять временной промежуток в два-три года, то все происходящее сегодня могло бы показаться революцией по сравнению с тем, что, например, было еще пару лет назад. Помнится, тогда я как-то спрашивал представителя правоохранительных органов: «Может ли стать поводом для возбуждения дела информация о преступлении, размещенная в блогах?» Ответ был ясным и категоричным: «Нет». Сегодня все иначе: само по себе это отрицание милиционера могло бы стать причиной отдельного разбирательства и вызвало бы волну негодования.
Граждане долго искали канал взаимодействия с представителями власти. Печатные и телевизионные СМИ уже более десяти лет таковым не воспринимаются. Можно до бесконечности стряхивать нафталин со своих воспоминаний и рассказывать о том, что поводом для обсуждения в ЦК КПСС какой-то проблемы могла стать маленькая заметка в газете «Правда», но в настоящее время это было бы скорее исключением, нежели правилом. Телевидение воспринимается как рупор власти. Радио — площадка для дискуссий по принципу «поговорили и разошлись». Письма из серии «Дорогая редакция...» приходят в СМИ все больше по инерции, как правило, от людей старшего поколения. Официальные обращения в органы власти заканчиваются отписками. Поэтому, чтобы быть услышанными, мы все чаще прибегаем к помощи Интернета.
В какой-то мере к процессу превращения Интернета в средство связи общества и государства приложил руку Дмитрий Медведев. Честно говоря, президент сам напросился. Опубликовав в сентябре прошлого года статью «Россия, вперед!» не в какой-нибудь кондовой «Российской газете», а в интернет-издании «Газета.ру», он дал понять согражданам, где его теперь можно отыскать. Для того чтобы этот сигнал был понят верно, он пригласил в Администрацию на беседу писателя-футуролога Максима Калашникова с его идеей футурополисов (своего рода сгустков социальных и технологических инноваций) и, главное, не забыл отреагировать на комментарий к своей статье. Тогда подумалось: «Чудит президент».
После этого к Медведеву одно за другим посыпались обращения, а информационные волны стали все чаще зарождаться именно в блогосфере. В качестве примера здесь можно привести историю майора Дымовского, ДТП на Ленинском проспекте, «рынду для Путина», Анну Шавенкову и Юлию Круглову с их спором о справедливости наказания и еще целый ряд громких событий, о которых вряд ли кто-то бы узнал, если б не блогосфера.
Алексей Шумм, который в мае 2009 года добивался наказания для бывшего милиционера Романа Жирова, начал свой путь в борьбе за справедливость именно с записи в своем блоге. Причем сделал он это по совету друзей. Напомним, тогда на пешеходном переходе иномарка насмерть сбила его беременную жену, а все обращения по официальным каналам с просьбой разобраться в ситуации, как это чаще всего бывает в нашей стране, уходили в песок. Запись Шумма в дневнике буквально взорвала Сеть, его историю подхватили официальные СМИ, и создалось ощущение, что правоохранительные органы наконец приперли к стенке. Тем самым интернет-атака на милицию покинула виртуальное пространство, воплотившись в реальной жизни.
Параллельно с этим со стороны властей постоянно звучали призывы к тому, что интернет нужно как-то обуздать, отрегулировать. Блогеров начали привлекать к уголовной ответственности за комментарии, депутаты различных уровней выходили с законодательными инициативами, требуя «прекратить эту вакханалию». Но что с ним — великим и ужасным Интернетом — делать, никто так и не придумал. В итоге, по-видимому, власти пришли к выводу: если не можешь победить какой-то процесс, его нужно возглавить. Быстрее других это, похоже, понял Медведев, оказавшись в авангарде интернет-движения.
Президент стал загонять чиновников во Всемирную паутину. Кто-то пошел туда, как говорится, для галочки, кто-то по личной инициативе. Но факт остается фактом — представители государства, возможно, впервые за последние годы столкнулись лицом к лицу с народом.
Теперь губернатор Пермского края Олег Чиркунов спрашивает у читателей своего блога совета, как победить коррупцию, и гордо рассказывает о том, что его оштрафовали за превышение скорости, прилагая фотокопию квитанции. Губернатор Кировской области Никита Белых повествует о «непростом решении» отправить сына на учебу в Великобританию, провоцируя дискуссию о проблемах российского образования, и получает замечание от Медведева за описание в Twitter происходящего на Госсовете непосредственно во время заседания. Сам глава государства в сердцах пишет о том, что конкретно его не устраивает в работе правительства, делая свои критические замечания и мысли достоянием общественности, что называется, без купюр.
В настоящее время пользователи Сети празднуют победу за победой. «Молодую Гвардию Единой России» вывели на «чистую воду» с их рассказом о том, как они якобы тушили лесные пожары, свердловских гаишников застыдили за неумение ловить лихачей, третировавших Екатеринбург на протяжении несколько дней, башкирского чиновника уволили после того, как на Youtube появилось видео, где он заставляет детей целовать свои ботинки. Есть запрос общества — есть реакция власти. Все удовлетворены.
Но если реакции властей не следует, возмущение интернет-сообщества не знает пределов. И ладно бы дело ограничивалось одними только нелицеприятными комментариями в адрес власть имущих…
Милиционер Вадим Бойко, которого в блогосфере прозвали «жемчужным прапорщиком», получил по голове от неизвестного за свое поведение при разгоне митинга в защиту 31-й статьи Конституции в Санкт-Петербурге. 15 сентября поздно вечером некий мужчина, чья личность до сих пор не установлена, взял Бойко за плечо и со словами «Получи, «жемчужный прапорщик» ударил его тяжелым предметом. Милиционера госпитализировали с сотрясением мозга и черепно-мозговой травмой. Возможно, этого нападения и не было бы, если бы не отчет органов МВД по результатам проверки поведения Бойко, которые не нашли в его действиях признаков преступления. Блогосфера почувствовала свою силу, собственноручно исполняя ранее вынесенный приговор или подталкивая к этому других.
Сейчас в Интернете пытаются поднять очередную волну. Как и в большинстве подобных случаев, пользователи Всемирной паутины пытаются не позволить представителям власти уйти от ответственности. Глава «Движения молодых социалистов» России Дмитрий Гудков пишет в своем Twitter: «Подробности! Мент, отбивший подростку гениталии, может получить условно (http://bit.ly/bZ03Hl). Прошу распространить информацию!» Пройдете по этой ссылке — узнаете подробности истории. Если событие покажется вам интересным и заслуживающим всеобщего внимания — вставите рассказ о нем в свой блог, он выйдет в топы, за него зацепятся СМИ и начнется шумиха. Этот алгоритм опробован десятки раз и уже доказал свою эффективность.
Но попробуем себе представить ситуацию, если история Дмитрия Гудкова не найдет отклика в сердцах блогеров, если она покажется им скучной. Что тогда? Собственно, ничего! То есть тот самый мент, жестокость которого вызвала негодование лидера молодых социалистов, отделается легким испугом.
Вот и получается, что канал взаимодействия с властью, безусловно, есть, но его проходимость пока еще чрезвычайно мала.