Образование

Антон Орех,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» — специально для «Особой буквы»

Председатель Мау

Председатель Мау
Российских чиновников будут готовить к госслужбе в единой академии под руководством либерального экономиста.
28 сентября 2010
Девять региональных академий госслужбы и Российская академия госслужбы (РАГС) присоединяются к Академии народного хозяйства (АНХ), которой в настоящее время руководит известный ученый-экономист Владимир Мау, слывущий своими либеральными взглядами.

 

Владимир Александрович Мау — родился 29 декабря 1959 года Москве. В 1981 году окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности «экономист, планирование народного хозяйства». В 1986 году окончил аспирантуру Института экономики АН СССР. С 1994 года — доктор экономических наук. С 1996 года — профессор. С 1999 года — доктор философии Университета Пьер Мендес Франс (Гренобль, Франция) по специальности «Прикладная экономика». С 2002 года — ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Несмотря на то что вопрос о слиянии обсуждался давно, указ Дмитрия Медведева об объединении вузов под началом АНХ стал для многих неожиданным. Поглощения избежал лишь Финансовый университет при правительстве РФ, хотя первоначально это и планировалось. По слухам, ректору университета Михаилу Эскиндарову удалось добиться независимости только благодаря связям в Белом доме.

Целью нового «монополиста» в сфере образования чиновников станет не только подготовка и повышение квалификации госслужащих, но и проведение экспертиз по заказу правительства и Администрации президента.

Основная интрига заключалась в том, под чьей эгидой состоится слияние управленческих учебных заведений. Либо оно должно было произойти на базе Академии народного хозяйства Владимира Мау, либо на базе Российской академии государственной службы под руководством Владимира Егорова. Как видим, в итоге сторонники Мау взяли верх.

В настоящий момент аналитики задаются вопросом, отразится ли данная реформа на содержательной стороне подготовки управленческих кадров. Другими словами, впитают ли российские чиновники либеральные идеи, которые исповедует отвечающий теперь за их образование Мау.

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Владимир Мау не только классный специалист, но и человек в общении очень приятный, что, согласитесь, немаловажно. Поэтому, узнав, что именно он у нас теперь главный воспитатель бюрократов, я обрадовался. Может быть, государственная система и поставит перед ним свои извращенные задачи, но растить бюрократов-оболдуев руками Мау будет все-таки сложнее.

Во всей этой затее с созданием бюрократическо-образовательной госкорпорации, которая станет готовить кадры в буквальном смысле от Москвы до самых до окраин (там ведь и Владивостокская академия), есть большой минус. Который заключается как раз в ее монструозности. Опыт функционирования таких холдингов в других отраслях нашей жизни показывает, что они работают с разной степенью вреда (непременно вреда). И если где-то во Владивостоке еще могло теплиться некое свободомыслие, то теперь будьте любезны плясать под одну дудочку.

С другой стороны, речь идет об образовании, а в образовании нужен стандарт. Вот в школах нынче учат одни и те же предметы по самым разным версиям — и что получается? Плохо получается. А тут государство задает некий бюрократический стандарт, чтобы получать стройные ряды солдат модернизации. Осталось понять, какой это будет стандарт.

Если бы главным стал Егоров, то очевидно, что чиновников растили бы патриотами, державниками, государственниками и прочими достойными людьми, что, впрочем, не исключало бы ни воровства, ни тяжеловесности системы управления. Насколько питомцы Мау будут отличаться в лучшую сторону, сказать сложно, потому что Мау живет не в безвоздушном пространстве. Но его все-таки определенно можно назвать либералом, человеком разумным (не только потому, что он хомо сапиенс) и не замусоренным лозунгами.

Хотя госзаказ есть госзаказ, и я далек, увы, от того, чтобы предположить, будто один Владимир Мау перекует всю бюрократическую машину, подточит через свою академию вертикаль, и будет нам счастье.