Пополнение

Антон Орех,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» — специально для «Особой буквы»

Пора на службу

Пора на службу
Прокуратура берет осенний призыв под особый контроль.
29 сентября 2010
Еще в середине сентября военкоматы начали рассылать повестки молодым людям, приглашая их пройти медкомиссию. Сотрудники комиссариатов объясняют практику досрочного вызова тем, что штаты ведомства сокращены вдвое и там боятся не справиться с наплывом призывников. Кроме того, они хотят уберечь ребят от проблем с органами прокуратуры, которые в последнее время ведут борьбу с уклонистами максимально жестко.

 

По итогам весеннего призыва на уклонистов было возбуждено 200 уголовных дел. 87 человек осуждены, еще 17 тысяч — наказаны в административном порядке. Общее число уклонистов, по данным прокуратуры, составило 130 тысяч.

С точки зрения прокуроров, ничего плохого они не делают. Напротив, свою задачу они видят в том, чтобы соблюсти права призывников. Как сказал начальник управления Главной военной прокуратуры генерал Александр Никитин, «суть не в том, чтобы обязательно привлечь молодого человека к уголовной ответственности, а в том, чтобы заставить его пройти военную службу».

В свою очередь, старший помощник главного военного прокурора генерал-майор юстиции Александр Девятко сообщил, что в период призывной кампании пройдут и мероприятия по розыску военнослужащих, уклоняющихся от военной службы. Генерал отметил, что в соответствии с законом военнослужащий, впервые самовольно оставивший место службы, может быть освобожден от уголовной ответственности, если это явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Прокуроры пытаются играть малознакомую им роль добрых следователей. «Не наказать, а заставить». Как это прекрасно! Не хочу я делать какую-то работу, а тут приходит добрый человек и, вместо того чтобы меня наказать, — заставляет. Как у Хармса: «…и гладит и гладит».

Сто раз говорил и в сто первый раз не погнушаюсь: есть такая профессия — Родину защищать. Почему никто из больших людей не слышит в этом многократно ими же цитируемом лозунге ключевого слова — «профессия»? Конечно, хорошо, что срок службы сократили. Хорошо, если теперь действительно ребята будут служить в своем регионе, если у них будут выходные и вообще если служба станет в хорошем смысле легче. Но так уж вышло, что служить в армии в принципе хотят не все. Даже если не брать в расчет всех тех безобразий, которыми славятся наши вооруженные силу. Ну, другие у людей планы. А их все равно хотят заставить. И еще говорят, что это такая форма благодеяния: мы вас в тюрьму не посадим, а просто на аркане притащим в казарму.

Это я хорошо сказал «не брать в расчет безобразий». А как их не брать? Укокошить в армии ни за что ни про что могут и за год службы, и за полчаса. На фига такое удовольствие? Хорошенький долг Родине получается. И сколько ни реформируй армию, все равно дедовщина в ней никуда не денется, узаконенное фактическое рабство солдат и всевластие офицеров не пропадут.

Да и с чисто военной точки зрения: как можно стать солдатом за год? Современная армия — это электроника (по крайней мере в нормальных армиях). Это такие сложнейшие виды оружия, которые никак не освоить ни за год, ни за два. Да в любом институте самым элементарным вещам меньше пяти лет не учат. В ПТУ — и то два года. А тут солдата делают за год. В результате никакого солдата не получается, а получаются дедовщина, побеги из частей, продажа человеческих органов и прочий ужас.

И я не понимаю, в чем смысл: в том, чтобы иметь боеспособные современные войска, или в том, чтобы заставить помучиться молодых, чтоб жизнь медом не казалась?