Из аптек столицы исчез морфин

Татьяна Гармарник,

онколог

Лекарств нет — терпите

Лекарств нет — терпите
В аптеках Москвы не хватает препаратов морфия для онкологических больных.
29 октября 2010
Пациенты не могут получить обезболивающие, которые им выписывают в поликлинике. В Департаменте здравоохранения говорят, что виноват завод-производитель, на заводе уверяют, что выпускают столько препаратов морфия, сколько заказано. «Это отечественная проблема», — констатируют врачи: жизненно необходимых лекарств закупают мало, и к концу года они кончаются.

 

Онкологическим больным в так называемой четвертой стадии рака (когда опухоль не поддается операции, а метастазы распространились в организме) хоспис подбирает обезболивающие. Районный онколог выдает рецепт, по которому наркосодержащее лекарство можно бесплатно получить в прикрепленной к поликлинике муниципальной аптеке. В частных аптеках, которые не состоят на бюджетном финансировании, морфий и содержащие его препараты не продаются, так как они относятся к списку II «Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

Об отсутствии необходимых анальгетиков рассказывают родственники пациентов. Как выяснилось, сильных обезболивающих, которые содержат наркотические средства, нет в аптеках по всему городу.

 «Онкологи знают, что препаратов нет. Мы каждый день звоним на склад, узнаем, не появилось ли, потом говорим врачам. От нас ничего не зависит — со склада не присылают. От чего это зависит — я не знаю», — сказала сотрудница аптеки, пожелавшая сохранить анонимность.

Склад, с которого препарат везут в большинство муниципальных аптек города, принадлежит ГУП «Столичные аптеки». Оно и отвечает за поставки. Унитарное предприятие финансируется из городского бюджета. Препараты, содержащие морфий, на его склад поставляет Московский эндокринный завод (МЭЗ).

Директор московского представительства международной аналитической компании Cegedim Давид Мелик-Гусейнов говорит, что Россия обладает монополией на производство морфия, причем изготавливает такие препараты только одна компания — МЭЗ. «Так что если есть проблемы с поставками морфия, то спросить об этом стоит, скорее всего, на заводе», — полагает Мелик-Гусейнов.

Так же считают и в управлении фармации Департамента здравоохранения Москвы: «Перебои действительно были у производителя».

— Московский эндокринный завод — монополист по производству наркотических препаратов, единственный в стране. Периодически у них возникают проблемы то ли с сырьем, то ли с чем-то еще. Вот два или три месяца назад возникли такие перебои. На прошлой неделе вопрос решали, сейчас в аптеках уже все есть», — заверил начальник управления Сергей Иванов.

В Первом московском хосписе на улице Доватора, пациентам которого тоже необходим морфий, говорят, что перебои с поставками происходят ежегодно. Медики полагают, что причина перебоев может быть в «недопрогнозировании финансов»: поликлиника заказывает препараты на 100 человек, а в следующем году больных становится уже 300.

Комментирует Татьяна Гармарник, онколог

У нас в стране с лекарствами ситуация напряженная, хотя говорят, что все хорошо. Врачи с этим сталкиваются регулярно. Правда, с дефицитом лекарств сталкиваются онкологи в поликлиниках, в больницах мы препараты не выписываем, а заказываем. Бывает, что поставки задерживаются. Пациентам в таких случаях мы подбираем аналоги, которые снимают боль. Или даем наркотики послабее, комбинируя их с другими лекарствами.

Морфий назначается терминальным больным, у которых сильнейший болевой синдром, не купирующийся ненаркотическими анальгетиками. Первоначально, когда к нам поступают больные, у которых есть жалобы на боли, мы назначаем им ненаркотические анальгетики: трамал, диклофенак. Стараемся на наркотики не переводить.

Морфин — очень сильный наркотик, он бывает необходим для облегчения страдания больных.

Безусловно, проблема отсутствия лекарств одновременно во всех аптеках города возможна. Это не высосано из пальца. Обычно это случается, когда лекарство снимают с производства или у производителя перебои.