Совместный проект телеканала «Дождь» и «Коммерсант FM» «Конституция»

Вера КРИЧЕВСКАЯ,

главный режиссер и креативный продюсер канала «Дождь»

КОНСТИТУЦИЯ, КОТОРУЮ МЫ ТОЛКОМ НЕ ЗНАЕМ

КОНСТИТУЦИЯ, КОТОРУЮ МЫ ТОЛКОМ НЕ ЗНАЕМ
Общественные, политические и культурные деятели прочитали 2-ю главу Основного Закона о правах и свободах человека и гражданина, попытавшись донести ее смысл до россиян.
18 ноября 2010
1 ноября в эфире телеканала «Дождь» и на радиостанции «Коммерсантъ FM» стартовал новый просветительский проект «Конституция». В проекте приняли участие: Андрей Васильев, Михаил Ходорковский, Елена Боннэр, Михаил Куснирович, Валерий Панюшкин, Татьяна Друбич, Ольга Алленова, Демьян Кудрявцев, Филипп Бахтин, Михаил Фишман, Евгений Чичваркин, Ольга Слуцкер, Ирина Хакамада, Вадим Клюгвант, Владимир Познер, Леонид Парфенов и многие, многие другие.

Вера Кричевская, главный режиссер телеканала «Дождь», автор проекта «Конституция»

Вера Кричевская, главный режиссер телеканала «Дождь», автор проекта «Конституция»

Мы хотели создать просветительский проект. Попытаться донести до граждан текст Основного Закона.

Как только я начала работать с этим текстом, взяла его в руки с карандашом, мне сразу стало понятно, что, в общем, этот проект будет в большей степени гражданским, чем просветительским. И основная идея была — озвучить, говоря профессиональным языком, вот этот текст, который толком никто не знает.

Я не хотела, чтобы мы комментировали Конституцию. Я хотела, чтобы мы просто озвучили Конституцию голосами действительно очень разных людей, 99 процентов из которых граждане России. Дело в том, что во 2-й главе есть статьи, которые немножко касаются иностранных граждан, людей с двойным гражданством. Естественно, я на чтение этих статей приглашала именно такого рода людей.

Мне хотелось объединить очень разных людей. Ну, уж совсем очень разных не получилось. Потому что мы получили очень большое количество отказов от участия в проекте.

Мне казалось, что очень важно подчеркнуть, что Конституция, она одна для всех. Что перед Основным Законом, перед этим текстом абсолютно все равны. То есть, собственно, экранизировать 19-ю статью Конституции, о том, что все равны перед законом и судом.

Мы действительно приглашали только читать. Глядя в камеру, без каких-либо комментариев. И тверже, жестче, чем эти слова, иногда трудно что-либо придумать.

Вторая глава Конституции самая такая базисная, самая большая, самая объемная. И именно 2-я глава касается непосредственно нас, граждан. Она называется «О правах и свободах граждан». Поэтому мы приняли решение начинать именно со 2-й главы Конституции.

Мне кажется, что для момента, для времени, в котором мы живем, нет ничего важнее 2-й главы Конституции.

В наших планах, конечно, и чтение других глав. Я думаю, что в самое ближайшее время, может быть, после Нового года мы займемся экранизацией чтения 1-й главы Конституции. Мне бы хотелось изменить принцип подбора людей. Скажем, на 1-ю главу Конституции я бы приглашала людей от власти. Представителей власти.

Почему еще мы начали со 2-й главы? Здесь есть маленькая такая техническая, профессиональная уловка. Потому что мы пытались к чтению 2-й главы приглашать представителей власти. Очень сложно. Очень большое количество отказов. Мне кажется, что надо было что-то сделать, как бы начать этот проект. Дать понять, чем мы занимаемся, и в дальнейшем нам просто будет легче приглашать представителей власти на чтение, скажем, 1-й главы Конституции.

Принцип подбора людей для чтения статей был, конечно, ассоциативный. Я читала текст и набрасывала сразу разных совершено людей, которые у меня ассоциируются с этим текстом. Ну вот, например, когда я читаю 21-ю статью Конституции «О достоинстве», слово «достоинство» у меня почему-то сразу вызывает образ Елены Георгиевны Боннэр. А кто еще сегодня может читать статью о достоинстве?

18-я, такая базовая статья — важнейшая статья Конституции, которая говорит о том, что права человека есть основной смысл работы исполнительной и законодательной власти. Она такая важнейшая статья 2-й главы. Мне казалось, что ее может читать какой-то человек, который ассоциируется со словосочетанием «совесть нации». Люди, которые в этом ряду, — уже их с нами нет. В основном нет. Поэтому эту статью читала Людмила Алексеева.

Есть совершенно другие ассоциации, навеянные временем, моментом. Кто может читать статью об экологии и о праве на окружающую среду? Ну, кто? Конечно, Чирикова. А, например, статью о том, что воспитание детей является равным правом обоих родителей? В голову никто не может прийти сегодня, кроме Ольги Слуцкер.

И вот, опираясь на такого рода ассоциации и на другого рода ассоциации, мы подбирали людей. Например, Владимир Колесников, бывший заместитель генерального прокурора. Мне бы очень хотелось, чтобы такого рода человек прочитал статью о том, что никто не должен свидетельствовать против себя и своих близких.

А вот когда я добралась до 49-й статьи Конституции, которая заканчивается частью о том, что «неустранимые сомнения виновности лица трактуются в пользу обвиняемого», и когда я читаю это на фоне второго «дела ЮКОСа» в Хамовническом суде, конечно, я понимаю, что ну кто еще может произнести эти слова, наполнив их максимальным смыслом? Конечно, Михаил Ходорковский. Я обратилась с письмом к господину Данилкину с просьбой разрешить нам сделать вот эту запись. Я получила ответ с росчерком по диагонали от руки: «Я возражаю». Данилкину или, например, председателю Мосгорсуда Егоровой мы тоже делали приглашение. Официальное. И в том, и в другом случае тоже был отказ от участия в этом проекте.

От редакции

Авторам проекта «Конституция» все же удалось сделать видеозапись Михаила Ходорковского прямо в зале Хамовнического суда. Фрагмент его выступления вы можете посмотреть на нашем сайте.

Михаил Ходорковский в проекте «Конституция»

Михаил Ходорковский в проекте «Конституция»