В настоящее время и у МВД, и у ФСИН строго очерчен круг обязанностей: милицейское ведомство следит за досрочно освобожденными, а служба исполнения наказаний — за осужденными на условные сроки. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «обязанности, возлагаемые на условно осужденных и досрочно освобожденных, идентичны. К примеру, не менять место жительства, работы или принудительно лечиться от наркомании и алкоголизма».
Специалисты подсчитали, что после принятия закона под опеку инспекций попадут 360 тыс. человек: примерно столько вчерашних арестантов числятся выпущенными раньше срока. Более 15 тыс. человек из получающих УДО совершили преступления небольшой степени тяжести. Сроки у них небольшие, соответственно и скидка не так велика. В среднем они будут под надзором на воле до года и трех месяцев. Чаще всего — меньше.
Еще около 40 тыс. из условно-досрочно освобождаемых будут иметь срок за преступления средней тяжести от трех до пяти лет. Таким гражданам придется находиться под надзором от 1,3 года до 3,3 лет. Среди тех, кто совершил тяжкие преступления, получать досрочную свободу смогут 44,4 тыс. человек в год. Но это всего лишь прогнозы.
Сегодня на одного сотрудника уголовно-исполнительной инспекции приходится 65 осужденных. А среднеевропейская нагрузка на сотрудников подобных служб — от 25 до 45 осужденных. В перспективе к ним прибавится еще 140 тыс. осужденных к альтернативным наказаниям — ограничению свободы, исправительным работам и так далее.
Напомним, что готовятся поправки в Уголовный кодекс, призванные смягчить судебную практику, после принятия которых число поднадзорных на свободе может превысить миллион. Это неизбежно приведет к тому, что тюремному ведомству придется увеличить штаты. По предварительным расчетам, в уголовно-исполнительные инспекции необходимо будет ввести более 8 тыс. новых должностей специально для контроля за условно-досрочно освобожденными.
Опубликованный законопроект обсуждается. Но, по данным осведомленных источников, этот вопрос можно считать уже решенным.
Аналитики полагают, что МВД крайне нуждается в том, чтобы сбросить с себя лишние функции. С другой стороны, для ФСИН данное нововведение — шанс расширить штаты и получить деньги из бюджета. Но в то же время в Службе исполнения наказаний нет участковых, которые сейчас выполняют функции надзора. К тому же в бюджете не заложено средств на реорганизацию ФСИН. Единственным положительным моментом эксперты считают тот факт, что милиционеры, которые потеряют работу по сокращению после принятия закона «О полиции», смогут пойти работать в уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний.
Комментирует Михаил Фролов, член Общественной наблюдательной комиссии при Федеральной службе исполнения наказаний России
Сокращение количества заключенных в российских колониях действительно идет. На свободу по условно-досрочному освобождению выходят впервые осужденные за мелкие преступления. И приведенные цифры — сокращение количество заключенных с более чем 800 тыс. человек до 560 тысяч — соответствуют планам Федеральной службы исполнения наказания, реформа которой сегодня проводится властями.
Те, кто все же останется в местах лишения свободы, будут отбывать срок в тюрьмах нового камерного типа. «Сидеть» осужденные будут в небольших помещениях по одному-два человека в каждом. Как в американских фильмах.
Новые тюрьмы потребуют заметно меньшего количества сотрудников уголовно-исполнительной системы для охраны и наблюдения за заключенными, поэтому значительное количество работников тюрем будет сокращено. За счет них будут расширены штаты уголовно-исполнительных инспекций, чья задача — наблюдение за условно осужденными и выпущенными по условно-досрочному освобождению.
Увеличится и штат психологов: ФСИН возлагает большие надежды на психологическую работу с осужденными как на тюремное заключение, так и условно. Таким образом планируется повысить их шанс на ресоциализацию в общество.
Практика замены тюремного заключения на условное наказание уже активно применяется при работе с несовершеннолетними преступниками и правонарушителями. Как правило, судьи оставляют подростков на свободе, давая им условные сроки. Только самые злостные нарушители закона попадают в воспитательные колонии. И условия содержания в таких колониях, кстати, зачастую лучше, чем их бытовые условия на свободе. Многие такие дети из неблагополучных семей, где родители пьют или сами бывшие уголовники. Дома порой нет элементарных бытовых приборов.
В воспитательных же колониях есть плазменные телевизоры, хорошие спортивные тренажеры, работают школы, хорошо кормят. При мне был случай, когда во время одного из посещений такой колонии трудными подростками с целью показать все «ужасы» лишения свободы ребята именно так и сказали: здесь лучше, чем дома. После этого такие «запугивающие» экскурсии прекратили, чтобы не делать воспитательным колониям дополнительной рекламы.
В целом же в ВК сегодня содержится раз в пять меньше ребят, чем они способны вместить. Лояльная политика в отношении несовершеннолетних накладывается на демографический кризис последних лет.