В случае нарушения процедуры расторжения трудового соглашения с работником физическое лицо заплатит 30—40 тыс. рублей, а организация — 250—400 тысяч. Но и при оформлении Трудового договора следует соблюдать порядок, иначе придется заплатить 20—30 тыс. рублей должностным лицам и 200—300 тысяч — юрлицам.
Сверхурочная работа, оформленная ненадлежащим образом, обойдется руководителю в 10—20 тысяч, а учреждению — в 100—200 тысяч. Наконец, отпуска, предоставленные не вовремя, «потянут» на 5—10 тыс. или 60—100 тыс. рублей штрафа.
Штрафам может подвергнуться любое предприятие любой формы собственности — в том числе ПБОЮЛ.
Рецидивистов предлагают либо штрафовать на суммы более 800 тысяч (если речь идет об организациях), либо дисквалифицировать на срок до трех лет (если речь идет о физических лицах).
Важное уточнение: все штрафы будут взиматься не в пользу ущемленных в правах работников, а в пользу государства.
Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»
Что ж, пополнять казну можно и таким способом. С учетом того, что зарплаты выплачиваются повсеместно и традиционно с задержками, что сверхурочно мы работает постоянно и ничего за переработку не имеем, то на этих штрафах государство может заработать столько, что пару стадионов к новоиспеченному чемпионату мира по футболу возведет. И вряд ли захочет каким-то образом искоренять безобразия — иначе и дохода казне не будет.
Впрочем, государство зря полагает, что оно хитрее нас, точнее, хитрее работодателей. Начнем с того, что значительная часть зарплат (некоторые эксперты полагают, что от четверти до трети) выплачивается в обход ведомостей, то есть черным налом. Соответственно, эти деньги в зоне риска. В случае чего их никак не вызволишь. Можно, конечно, требовать от начальства, чтобы тебе платили только белую зарплату, но никто, как правило, этого не требует. На налогах-то сэкономить хочется всем, и все думают, что уж на нашей-то фирме задержек и невыплат не будет.
Потом важен же и такой психологический момент: как только ты начнешь скандалить, ты получишь проблемы. Потому что тебе придется сражаться с целой организацией, и почему-то кажется, что в суде она уж как-нибудь выкрутится, а вот ты тогда точно потеряешь работу. Не факт, что тебя поддержат коллеги. Все думают, что чем меньше шума, тем выше шансы свои деньги наконец-то получить. А главное, что даже если ты начнешь качать права, то денег-то суд тебе не вернет — он просто оштрафует твоего начальника и контору, причем на сумму, которая заведомо меньше той, что они задерживают. То есть платить штрафы проще, чем платить зарплату.
Вообще работать «бесплатно» — очень характерная практика. Чем дольше работаешь, тем больше тебе должны, и ты в надежде получить все большую и большую сумму как дурак продолжаешь трудиться. Итог, как правило, грустный. И надо судиться, но мало кто рискует это делать именно потому, что знает, что против фирмы с нашими несовершенными законами ты вряд ли сможешь успешно бороться.
Точно так же безропотно люди увольняются «по собственному желанию». Увольнения с выплатой положенного выходного пособия — огромная редкость, и рядовые, «незнаменитые» работники просто оказываются на улице без шума и качания прав.
И новые поправки ничего не меняют. То есть они не меняют главного. Не платят деньги вам, но именно вы и оказываетесь за скобками. Государство вас не защищает, оно выставляет пострадавшей стороной себя. Но работодателя особо не насилует, ограничиваясь мелкими поборами и закрепляя существующую практику.
Да, чуть не забыл. «А как же профсоюз?» — спросит дотошный гражданин. Профсоюз… О покойных, как известно, или хорошо, или никак. Поэтому будем надеяться, что профсоюз обеспечит своих членов хотя бы пивом.