По мнению экспертов, дальше затягивать строительство уже невозможно. В реализации проекта задействованы не только российские компании, но и западные инвесторы. В частности, некая французская фирма, которая уже выразила обеспокоенность сложившейся ситуацией. Если российские власти не продолжат работы по прокладке трассы, им будет выставлена неустойка в размере 3—3,5 млрд рублей.
Есть информация, что вопрос о судьбе дороги Москва — Санкт-Петербург подняли представители делегации из Франции, прибывшие в российскую столицу вместе с главой правительства страны Франсуа Фийоном. В повестке дня переговоров Медведева и Фийона тема строительства трассы не значилась, однако не исключено, что она все-таки была затронута.
Решение президента о возобновлении строительства автодороги через Химкинский лес, без сомнения, будет раскритиковано экологами. И это несмотря даже на то, что власти обещают учесть ряд их требований. Как сказал кремлевский источник «Ведомостей», государством подготовлен комплекс мер, компенсирующих урон для экологии — прежде всего речь идет о масштабном увеличении посадок деревьев и сокращении ареала вырубки леса.
Напомним, работы по прокладке трассы Москва — Санкт-Петербург были остановлены 26 августа по поручению Дмитрия Медведева. К тому моменту конфликт между защитниками Химкинского леса и сторонниками существующего проекта достиг своего апогея. Президент поручил провести дополнительные общественные слушания по этому вопросу, после которых будет объявлено окончательное решение.
В сентябре поручение главы государства было исполнено: в Общественной палате РФ состоялась встреча представителей обеих сторон. Однако ничем конкретным эти слушания не завершились. Члены палаты лишь предложили провести государственную экологическую и экономическую экспертизы всех вариантов строительства дороги.
Комментирует Сергей Агеев, участник движения «Экооборона Московской области»
Официального заявления президента по вопросу строительства трассы пока нет. Стоит подождать, когда все определится. Тогда мы, участники движения в защиту Химкинского леса, уже определимся, как действовать дальше.
Если решение о продолжении строительства будет принято — что нас в общем-то не удивит, к такому варианту мы готовы, — противостояние продолжится.
Кое-какие признаки возможности возобновления работ уже есть. Когда в конце августа работы были приостановлены, высказывалось мнение, что сделано это было только из-за того, что строители не учли идущий рядом газопровод. И на пересечении трассы с газопроводом они и остановились. Недавно же был объявлен конкурс на перенос этого газопровода. И в этом мы видим возвращение к первоначальному варианту строительства трассы.
Поэтому сегодня Евгения Чирикова и другие ребята передали составленную нами петицию по этому поводу президенту России.
Зимой, конечно, вряд ли кто-то что-то будет строить и переносить, но некое копошение там имеет место. В начале ноября мы видели на месте строительства геодезистов. Кроме того, химкинская администрация неофициально, в ходе частных разговоров утверждала, что прежний план строительства останется в силе.
К обсуждению неких альтернатив существующему варианту прокладки трассы нас не привлекали. Переговоры же в Общественной палате, о которых идет речь, имели формат открытой дискуссии. Никакого серьезного обсуждения и выработки решения там не было. Понятно, что решать будет президент, и все внимание сейчас приковано именно к нему.