Выступая 26 января в Государственной думе, председатель Счетной палаты Сергей Степашин анонсировал проведение специальной внеплановой проверки в связи с неосвоением профильными ведомствами выделенных в 2010 году средств на обеспечение безопасности на транспорте. На прошлый год было выделено 7,82 млрд рублей, и, по данным Федерального казначейства, на начало декабря 5,8 миллиарда из них так и не были истрачены.
А то, что потрачено, потрачено с нарушениями, считают аналитики Счетной палаты. В свою очередь, эксперты полагают, что программа вообще не работает. Хотя чиновники Министерства транспорта, отвечающие за ее реализацию, само собой, заявляют об обратном.
В свою очередь, представитель МЧС рассказал, что министерство успело провести все необходимые госзакупки по программе — в восьми городах, где есть метрополитен, установлено по одной пилотной зоне контроля безопасности и оповещения.
Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев видит основную проблему не в финансировании, а в неразберихе: за одно мероприятие на том или ином инфраструктурном объекте отвечают несколько ведомств, но какое из них несет ответственность, нигде не прописано. С этим согласны и аудиторы Счетной палаты. Кто виноват в этом бюрократическом хаосе, как всегда, осталось загадкой, как и пути решения проблемы.
Создается ощущение, что и о программе, и о новых технологиях вспомнили лишь после того, как рвануло в Домодедово. Хотя запуск системы безопасности в метро начали реализовывать еще прошлым летом. Оборудование завезли, установили и благополучно о нем забыли. Теперь технику запустили — точно к приходу президента.
Хотя и комплекс, продемонстрированный главе государства, оказался неработоспособным. По словам корреспондента «Русской службы новостей», следом за Дмитрием Медведевым подземку покинули и люди, умеющие пользоваться установленной аппаратурой. Данную информацию подтвердили и дежурные у входа на станцию. Журналист проверил работу показанного Медведеву информационного стенда — оператор справочной службы на его вызов не ответил.
Так что можно с уверенностью сказать, что два аппарата, один из которых — рентгеновский комплекс, состоящий из ленты досмотра багажа и кабины досмотра людей, а второй — небольшая рамка, с помощью которой можно оперативно просканировать подозрительные предметы, — были установлены специально напоказ Дмитрию Медведеву.
Директор ФСБ Александр Бортников докладывал президенту, что «закуплено около 50 таких аппаратов, стоимость каждого составляет 1,5 млн рублей». Когда и где они будут установлены, министр опять-таки не уточнил. Но даже если предположить, что эти комплексы существуют не только на бумаге, становится очевидным, что полсотни систем явно недостаточно для всех 177 станций Московского метрополитена.
Эксперты не сомневаются, что на некоторое время вопросам безопасности в аэропортах и, возможно, в метро будет уделяться особое внимание. В то же время депутат Госдумы Александр Хинштейн заметил, что «у нас полностью выпали из поля зрения железнодорожные вокзалы». «Они не оборудованы никакими системами безопасности. Та же проблема со шлюзами, гидроузлами — ими никто не занимается», — говорит парламентарий.
Комментирует Александр Куликов, депутат Государственной думы, член Комитета по безопасности
Речь идет о халатности на всех уровнях. Конкретные должностные лица, обязанные каждый день обеспечивать безопасность общества, народа и государства, относятся к своим обязанностям с пренебрежением. Но с них за это никто не спрашивает.
Вот президент в метро спустился, чтобы под объективами телекамер протестировать новую систему безопасности в метро. У нас вообще руководители государства то на самолетах летают, то в недра земли спускаются. Что от этого толку? Каждый год люди продолжают погибать от терактов.
Госдума, несмотря на предложения от фракций оппозиционных партий, за последний год не провела ни одного закрытого заседания, посвященного обсуждению ситуации с терроризмом в стране, борьбой с ним, с профилактикой. И только когда происходит нечто трагическое, все вновь начинают хвататься за голову. Проходит время, и у нас вновь тишь да гладь — все о случившемся забыли.
Никакой объективной информации о той войне, которую объявили нашей стране террористы, у депутатов нет. Поэтому законопроекты, становящиеся законами, часто не отражают реальной ситуации.
В прошлом году средства выделялись на ужесточение мер безопасности на транспорте. Не под Новый год, когда их уже невозможно успеть потратить и они возвращаются обратно в Минфин, а ежеквартально. То есть возможность их освоить, употребить по назначению, была.
Но более 5 миллиардов рублей так и остались неиспользованными. Это выяснилось на совместном заседании двух комитетов Госдумы: нашего, по безопасности, и транспортного комитета.
Будем разбираться.