Не буду сейчас пересказывать все, что говорили много- и малоуважаемые эксперты. Поделюсь личными соображениями, а если они совпадут с чьим-то экспертным мнением — не сочтите это за плагиат.
Насчет народа — все просто. Народ наш вообще малоподвижен, безынициативен и без команды сверху (а еще лучше — без хорошего пинка) ничего менять в себе не станет. Такова уж наша многовековая традиция. Правда, если уж до края доведут — тогда мы поднимем на вилы, насадим на кол и выведем «Аврору» в Неву со всем ее боезапасом.
Однако сегодня явно не та ситуация, верно? Народ впервые за тысячу лет накормили колбасами и хлебами, и, в принципе, большинству россиян теперешнее положение… ну не то чтобы совсем нравится, однако это лучше, чем было еще лет двадцать назад. А ведь мы хорошо помним, как было двадцать лет назад? Зачем что-то менять, если и так в целом неплохо? И потихоньку-полегоньку становится только лучше.
Может, и безо всяких модернизаций обойтись, тем паче что толком народу суть модернизации не объяснили, а из всех ноу-хау видели только Медведева с какими-то телефонами, ноутбуками и прочими прибамбасами? Очень это надо жителю рабочих окраин и деревенских глубин?
С элитой тоже все более или менее ясно. Уж если простые граждане могут сказать, что жизнь не так скверна, то элита вообще всем довольна. Для нее перемены — это риск. В том числе риск утраты власти. Ведь для модернизации могут понадобиться другие люди, чем для простого проедания углеводородов.
А если модернизация выйдет за рамки технического прогресса? Ведь для того, чтобы она действительно была успешной, не обойтись без подлинной реформы судебной и правоохранительной систем, без твердых гарантий бизнесу, без политических изменений, сколько бы нам ни приводили в пример Китай.
Короче говоря, настоящая модернизация — это полное, как говорит Лукашенко, «перетрахывание» элиты. Зачем ей такая радость? Неужели кто-то столь наивен, чтобы полагать, что властная элита думает о завтрашнем дне, о тех временах, когда, цитируя уже Шевчука, «закончится нефть»? На их элитарный век хватит, и детям их тоже, — это главное.
Модернизация имела бы шанс, если бы элита твердо понимала, что идеолог перемен в Кремле всерьез и надолго. Что он тверд и неукротим. Эдакий «Петр Великий XXI века».
Но тверд и неукротим у нас совсем другой человек. А Медведева из Кремля могут попросить совсем скоро. И если вернется Путин, курс будет совсем другой — приятный для нынешней правящей прослойки.
То есть модернизацию трудно насаждать даже традиционным российским путем — сверху. Потому что верхов два и главного начальника таковым особо и не считают.
Какова же перспектива модернизации с учетом всего сказанного? Ну вы же не глупые люди, уважаемые читатели, чтобы не найти ответа на простой вопрос.