В ходе проверок обнаружено, что при создании некоторых ТСЖ нарушался порядок голосования, фальсифицировались и подделывались подписи в документах.
Практика прокурорского надзора свидетельствует также о ненадлежащем соблюдении требований жилищного законодательства отдельными должностными лицами инженерных служб районов при подготовке и проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу создания ТСЖ.
«Направлено в суд 130 заявлений о признании незаконными образования отдельных ТСЖ», — сообщил прокурор столицы Юрий Семин. А в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы внесено представление об устранении нарушений законодательства.
В настоящий момент ситуация в сфере ЖКХ характеризуется активизацией деятельности частных организаций, а также акционированием государственных унитарных предприятий «Дирекция единого заказчика».
Специалисты считают, что реализация собственниками жилья права выбора способа управления и управляющей организации стала причиной роста количества частных управляющих организаций. Если в 2006 году таких организаций было 36, то уже в 2010 году вместе с реорганизованными в ОАО ГУП ДЕЗ их насчитывалось 298.
Эксперты видят в этом как плюсы, так и минусы. С одной стороны, рынок становится конкурентным, а с другой — ко многим товариществам собственников жилья слишком большое количество нареканий.
Недавно столичный мэр Сергей Собянин сказал: «Мы провели за последний месяц 8 тысяч собраний, связанных с ТСЖ, с жителями, с управами, с руководителями ТСЖ. И из 8 тысяч 1800 были проблемными, 100 мы вообще закрыли».
Московский мэр считает, что отменять ТСЖ не стоит, но обращает внимание на необходимость навести в них порядок. В этой связи был создан координационный совет на уровне Москвы и административных округов, чтобы «наращивать административный контроль за деятельностью ТСЖ, управляющих компаний, которые требуют еще большего внимания».
Стремление московских властей сделать деятельность жилтовариществ прозрачной вызывает одобрение специалистов. Тем более что для этого достаточно давать в Интернете сметы расходов и отчеты о работе.
Как сообщил глава Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Андрей Цыбин, в настоящее время департаментом совместно с префектурами организована работа по обеспечению раскрытия информации в полном объеме. Кроме того, вчера правительство Москвы решило, что для этих целей потребуется отдельный ресурс в Сети, куда будет стекаться информация о деятельности всех управляющих компаний. Предполагается, что эта работа займет около двух недель.
Комментирует Алексей Корниенко, депутат Государственной думы
Угрожающая ситуация с ТСЖ сложилась не только в Москве, но и по все стране.
«Единая Россия» приняла федеральный закон о развитии ЖКХ, был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. По этому закону регионы для получения субсидий из федерального бюджета должны были до 1 января 2011 года перевести не менее 20 процентов жилого фонда под управление товариществ собственников жилья.
Региональные власти были вынуждены «ломать» сознание людей, идти на уловки — они обещали людям золотые горы в случае создания в их доме такого товарищества. Или ходили с листами: мол, давайте поставим во дворе детскую площадку или что-то заасфальтируем. Жильцы подписывали бумаги, не догадываясь, что они фактически подписывают себе приговор — создание ТСЖ.
Согласно официальной статистике, на сегодняшний день по всей России сфальсифицировано более 95 процентов данных об общих собраниях жильцов. Уже сегодня органы власти сталкиваются с серьезным противодействием со стороны людей по внедрению ТСЖ.
Чем плохо в ТСЖ по сравнению с другими вариантами управления домом? Жильцы, по сути, берут на себя полную ответственность за все обслуживание: ремонт, вызов электрика, слесаря — все это оплачивается товариществом отдельно. Своих специалистов у него нет. А вызывают их в службах того же самого муниципалитета, который, возможно, продолжает обслуживать соседние дома, жильцы которых не озабочены подобными вопросами. К тому же, если избранный жильцами председатель саботирует выполнение своих обязанностей, ремонт в доме не делается. Пожаловаться никому уже нельзя.
Жильцы же соседнего дома, заключившие, к примеру, договор с управляющей компанией, могут обратиться в подобных случаях в муниципалитет. Кроме того, правление вполне может поставить на голосование сугубо личный вопрос и провести любое решение — текст бумаг ведь читают далеко и далеко не все.
Бывает, что решения собрания жильцов фальсифицируются полностью. К примеру, в моем родном Ульяновске на общем собрании жильцов одного из домов по выбору тарифов ЖКХ по документам люди выбрали тарифы на несколько рублей дороже прошлогодних. Когда же стали разбираться, что случилось, разговаривать с людьми, работать со старшим по дому, оказалось, что большая часть жильцов голосовала против тарифов, еще какая-то часть вообще не участвовала в собрании. «За» были единицы. Но по бумагам положительное решение было единогласным. Жильцы обратились в прокуратуру, которая и выяснила, что документы были сфальсифицированы.
Подобных случаев прямого обмана и подделки документов огромное количество. Занимаются этим руководители управляющих организаций: управляющих компаний, председателей ТСЖ. Думаю, не обходится здесь и без людей из муниципалитета, так как они вполне могут пресечь подобные действия.