Социология — великолепная вещь. Как раз та самая «большая ложь», которой зовут статистику.
Что же нам делать с этими цифрами? А что делать с цифрами других разнообразных опросов, якобы уверяющими нас, что оптимизм растет и будущее рисуется в светлых тонах? А что делать со стабильно головокружительными данными о поддержке Путина и ненависти к депутатам и министрам? То ли социологи хитрят, то ли опрошенные в массе своей безмозглые.
Стойкое ощущение каши в голове не покидает меня. Недавно я с коллегами в эфире обсуждал интервью Натальи Васильевой. Мы интересовались у слушателей «Эха Москвы», как бы они лично поступили на месте Васильевой, если бы оказались в сходной ситуации? И что же вы думаете? Две трети проголосовавших поступили бы точно так же!
Так за чем же дело стало?! Если две трети населения — отважные правдорубы, бесстрашные борцы за истину, то где они все прячутся-то? Не две трети, а хорошо если два-три таких найдется!
Точно так же и половина готовых выйти на акции протеста. Что же не выходите? Не знаете, где такие акции? Ждете приглашения? 31-го числа каждого месяца проводятся всем известные мероприятия, на которых милиции и журналистов всегда больше, чем участников, — и где же эти 49 процентов или хотя бы 24 процента?
Это и есть каша в голове. Это наша обычная лихость на словах. Нет, если нас хорошенько допечь, понасиловать как следует — то мы в конце концов и Октябрьскую революцию устроим, но это удовольствие не на каждый день. А сейчас что, созрела критическая масса?
Какими же такими «событиями в стране» недовольны латентные протестанты? Цены на продукты и ЖКХ выросли — вот что, оказывается, тяготит россиян. И они вот так всерьез готовы пойти на баррикады из-за подорожавшей колбасы и отопления? Когда такое было?
Гораздо важнее не эта трепология, а то, что колбаса в магазинах есть. И на эту колбасу на прилавке наши сограждане давно уже променяли все свободы и права, и ни на какие акции в ближайшей и даже отдаленной перспективе они не пойдут.
И не надо нам про Ливию и Египет в пример приводить. С Египтом нас роднит лишь то, что, пока народ там свергал власть, наши туристы туда валом валили и не хотели уезжать — потому что «все включено».