На днях в ГУВД Москвы вызвали Всеволода Емелина. Предметом беседы господ полицейских с поэтом стало одно из его стихотворений, посвященное декабрьским событиям на Манежной площади. После появления этого стихотворения в Интернете в органы внутренних дел поступило заявление от некоего гражданина, требующего возбудить в отношении поэта уголовное дело по статье 282 Уголовного кодекса РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
«Я был несколько раздражен однобоким освещением событий на Манежной в средствах массовой информации, подчеркиванием зверств и дикостей одной нации по сравнению со всеми остальными. Мне это показалось недостаточно справедливым, я попытался в этом тексте как-то взглянуть на ситуацию с другой стороны», — рассказал Емелин «Газете.Ru». Теперь, по словам поэта, полиция намерена двинуться со всем пакетом документов в прокуратуру и решать вопрос о возбуждении дела.
А вот еще одна развивающаяся сейчас история, менее резонансная, но тоже знаковая. В Преображенском суде Москвы начался суд над оппозиционным блогером Андреем Гасовичем и его «Живым журналом». Центр по противодействию экстремизму (так называемый Центр «Э», действующий в системе МВД) заинтересовался фразой «Да здравствует русский бунт — мудрый и милосердный!». Эта искаженная цитата Пушкина была заголовком блога Андрея Гасовича. Согласно заключению Экспертно-криминалистического центра ГУВД, представленного в суд прокуратурой и полицией, «название блога «Да здравствует русский бунт — мудрый и милосердный!» содержит в себе признаки побуждения в форме призыва к враждебным действиям группы лиц («русские»). Данные враждебные действия могут быть направлены на группы лиц, объединенные по признакам национальности/происхождения («нерусские»), а также и на другие группы лиц, объединенные по иным признакам». Блогеру грозит лишение свободы до двух лет.
В последнее время немотивированное, а зачастую просто абсурдное применение 282-й статьи УК и всего «антиэкстремистского» законодательства растет стремительными темпами. Главным инициатором и архитектором уголовных дел, сыплющихся градом на блогеров, гражданских активистов и участников арт-групп, выступает вышеупомянутый центр «Э».
Эта контора была создана в 2008 году вместо расформированного Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП). Тогда нам объявили, что проблема традиционных криминальных банд в России в целом решена, необходимость в отдельном специализированном подразделении по борьбе с ними отпадает. Главная угроза теперь — экстремизм, поэтому нужна структура по борьбе с этим новым злом.
Как на самом деле решена проблема оргпреступности, мы видим. Кущевская бойня, разборки между кланами воров в законе в центре Москвы, громкие убийства и передел сфер влияния в криминальной среде — все это по-прежнему часть российской действительности.
Но это не относится к компетенции Центра «Э». Лямку борьбы с бандитами тянут опера из угрозыска. Компетенция центра «Э» — не Дед Хасан и не Цапки, а поэт Всеволод Емелин, художник Артем Лоскутов, блоги и форумы. Впервые в постсоветской России было создано полицейское учреждение со значительным штатом и немалыми ресурсами, которое занимается борьбой с инакомыслием и различными вполне мирными проявлениями гражданской активности.
В регионах зачастую местные подразделения Центра «Э» занимают здания бывших детских садов (это к вопросу о национальной демографической политике). Сидят сотрудники в кабинетах, понимают, что у них в штабах кабинетов больше, чем экстремистов на вверенной территории. Сотрудников гнетет план фиксирования и раскрываемости преступлений «экстремистской направленности». На одних только малолетних лимоновцах и скинах пресловутых «палок» особо не нарубишь. И начинаются совместные с прокуратурой «крестовые походы» по просторам Интернета, по библиотекам и офисам общественных организаций. Разумеется, любые уголовные дела по 282-й статье получают необходимое антиэкстремистам сопровождение со стороны милицейско-полицейских «экспертов». То же самое касается и запретительных процедур в отношении книг, стихотворений, иллюстраций — эксперты подстрахуют всегда.
Например, когда понадобилось запретить брошюру кировских язычников «Волхвы», экспертиза указала на то, что под состав 282-й статьи подпадает использованная при оформлении обложки акварель Васнецова. В экспертном заключении указано следующее: «Признаки манипулятивного психологического воздействия обнаружены в брошюре «Волхвы», использованы вербальные (словесные, речевые) и невербальные (неречевые) средства. К невербальным манипулятивным воздействиям относится оформление обложки «Волхвы», на которой изображен старец, указывающий отряду воинов направление действия. Старец одет в простую одежду: длинную рубаху, лапти, он только вышел из леса. В описании старца читается образ язычника. Указующий жест руки старца в отношении воинов свидетельствует о его повелевании, обладании определенной властью над ними. Исходя из положения о том, что обложка книги выражает ее ключевую идею, можно сделать вывод о стремлении автора к повелеванию, власти над другими людьми, направленности на борьбу». Речь, повторю, идет о знакомой с детства многим картине известного русского художника.
Отличились «эксперты» и во время судебного преследования левого активиста Владимира Акименкова. Изъятые у Акименкова сотрудниками Центра «Э» листовки содержали фразу «Убей в себе раба!». Допрошенный в ходе судебного заседания некий эксперт Н.Крюкова рассказала, что фраза «Убей в себе раба!» сама по себе бессмысленна, главное в ней — выделенное слово «убей», из-за чего листовка приобретает экстремистский характер.
Из недавних действий правоохранительных органов — иски прокуратуры Оренбургской области о признании экстремистскими ряда мусульманских книг, среди которых — сборники хадисов, книга татарского богослова XVIII века, книга председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина и ректора Московского исламского университета Марата Муртазина, книга заместителя председателя Духовного управления мусульман европейской части России Мустафы Кютюкчу. Пока судебных решений нет, с интересом ждем.
Православным гражданам тоже не стоит расслабляться: в феврале Черемушкинским судом Москвы по иску прокуратуры был запрещен лозунг «Православие или смерть!». Этому возмутился даже специализирующийся на противодействии экстремизму неправительственный центр «Сова». «Лозунг, хоть и используется радикально настроенными и не избегающими применения насилия православными группами, сам по себе не содержит ничего экстремистского. Исторически он принадлежит монахам одного из афонских монастырей и означает лишь «либо мы будем православными, либо нас ждет смерть — духовная или физическая», — говорится в заключении «Совы».
Продолжать можно долго, примеров крепчающего с каждым годом государственного маразма — тьма. Чем дальше, тем страшнее и смешнее, дела штампуются десятками. Достается всем: и антиклерикальным художникам с их выставкой «Осторожно, религия!», и «православным хоругвеносцам» с их лозунгом про смерть и православие, и мусульманам с их хадисами. Правых с акварелями Васнецова и левых с вольтеровскими лозунгами тоже не забудут. Не удивлюсь, если доживем до судебных решений по книгам Гоголя и Гашека или по фильму «Семнадцать мгновений весны», в котором Штирлиц-Тихонов щеголяет в мундире офицера СС со свастикой на рукаве. А что, публичная демонстрация нацистской символики все же.
Центр «Сова» начал публиковать регулярные доклады о неправомерном применении антиэкстремистского законодательства. Наверное, венцом деятельности Центра «Э», прокуратуры и судов будет дело о запрете антиэкстремистского центра «Сова» как «экстремистской организации».
А если серьезно, в атмосфере кафкианства и бюрократического идиотизма страшно подумать, на что тратятся деньги налогоплательщиков.
P.S.
Напоследок предлагаем вам ознакомиться со стихотворением Всеволода Емелина, вызвавшего интерес у правоохранителей. Представьте себя экспертом Центра «Э» и самолично оцените это произведение на предмет экстремизма.
Мы, русские, очень нежные,
Пальни по нам из травматики — мы и помрем.
Чьи-то друзья придут на Манежную
И устроят погром.
Потому что конкретно по жизни
Наши русские существа
Чрезвычайно склонны к фашизму,
Как давно установил центр «Сова».
А лица кавказской национальности
По строению своего организма —
Напротив — склонны к интернациональности
И антифашизму.
Как увидит русский фашист кавказца,
Сразу плетет вокруг него интриги.
А если тот не поддается на провокации,
Начинает кидать в него зиги.
Это подло зигами кидаться,
Можно попасть человеку в глаз.
И тут, отложив свою толерантность,
Кулаки сжимает Кавказ.
Антифашисты фашистов всегда побеждали,
Вот русский лежит с простреленной головой.
С его стороны конфликт был национальный,
С противоположной стороны — бытовой.
И милиция тоже за антифашистов,
Они вспомнят битву под Курской дугой,
Поглядят на их смелые, честные лица
И отпустят с почетом в горы, домой.
Но пока еще обезврежены
Далеко не все провокаторы,
И волнуется площадь Манежная,
И твердят «Погром» комментаторы.
Вот они шагают — русские фашисты,
Стройными рядами навстречу судьбе.
Двоечники, троечники и хорошисты
Из 10-го «А» и 9-го «Б».
Многих из них в тюрьму посадят
За то, что они — фашистские сволочи,
На Манежной площади нагадили
И сломали китайскую силиконовую елочку.
Поздравляю с наступающим Новым годом!
И желаю трудящимся по мере сил,
Чтобы каждый был со своим народом,
Где его народ с другим народом стрелку забил.
Только помните, что мы очень нежные,
Мы подвластны резиновым пулям и острым ножам,
По весне расцветают наши трупы-подснежники
По большим затаившимся городам.
И когда наши тела расцветут над свалками
Теплым светло-розовым цветом,
Мимо них пролетит кавалькада джипов с мигалками,
Салютуя из золотых пистолетов.