Рамзан Кадыров остается главой Чечни

Николай Петров,

член научного совета Московского центра Карнеги

Престолоназначение

Престолоназначение
Никаких неожиданностей на выборах первого лица Чеченской Республики не произошло: Рамзан Кадыров сохранил свое кресло.
5 марта 2011
Депутаты Народного собрания республики были единодушны: 41 человек единогласно проголосовали за кандидатуру действующего главы Чечни. Эксперты считают, что пока Кадыров сохраняет контроль и влияние в регионе, он может оставаться у власти сколь угодно долго. Однако у молодого и амбициозного лидера нет шансов продолжить свою карьеру на федеральном уровне.

Кроме Рамзана Кадырова на пост первого лица республики были предложены также глава Грозненского муниципального района Шаид Жамалдаев и мэр Грозного Муслим Хучиев. Но было понятно, что последние выдвинуты только для соблюдения легитимности процедуры голосования. Конечно, Кадыров победил.

«Эта ноша не тяжела... Я хочу выполнить свой долг перед Всевышним, я не хочу подвести руководство государства и народ Чеченской Республики в столь ответственный момент. Я остаюсь слугой народа и все силы отдам ради благополучия своего народа и России... Если я могу быть полезен своему народу, я готов служить в любом качестве, не только главой республики», — заявил Рамзан Кадыров журналистам после своего избрания на второй срок.

Срок полномочий главы региона составляет пять лет. Церемония инаугурации намечена на начало апреля.

Эксперты отмечают закономерность такого исхода. По их мнению, Кадыров, возможно, единственный, кто может хоть как-то управлять Чечней.

Есть версия, что после окончания второго срока он может сделать неплохую политическую карьеру и в качестве федерального чиновника. По крайней мере наблюдатели отмечают ряд признаков, которые могут свидетельствовать о таком развитии событий. Например, крайне лояльное отношение Кремля к чеченскому главе. Который, в свою очередь, никогда не позволяет себе даже намека на критику правящего тандема и партии власти.

Однако председатель программы «Общество и региональная политика» Московского центра Карнеги Николай Петров уверен, что Кадырову, несмотря на его влияние в регионе и очевидные амбиции, не светит стать федеральным чиновником. «Кадыров занимает сейчас положение влиятельного местного князя. Его могущество действительно велико, но оно распространяется исключительно на свой регион. Вне Чечни необходимой поддержки у Кадырова нет», — считает политолог.

По его мнению, дальнейшей карьере лидера Чечни в качестве более-менее значительного федерального руководителя мешает ряд причин. И главная из них — отношение к нему в других российских регионах. «Кадыров мог бы стать крупной политической фигурой у себя, на Северном Кавказе, — рассуждает Петров. — По-крайней мере в прошлом году, когда был создан Северокавказский федеральный округ, он был готов стать там представителем президента России. Однако Кремль на это не пошел».

Эксперт указывает, что центром СКФО не зря был выбран Пятигорск в Ставропольском крае. «Власти не хотели выделять какую-либо из северокавказских республик, делая их столицу центром округа и тем самым приподнимая над остальными. Для Кавказа это очень важно. По этой же причине Кадыров не сможет стать полпредом президента в регионе», — говорит Петров.

Эксперт не сомневается, что Чечня и в дальнейшем останется для Рамзана Кадырова единственной вотчиной, где он сможет чувствовать себя вольготно. А учитывая его вес и влияние, такое положение вещей будет продолжаться достаточно долго.