Ранее группа депутатов во главе с председателем думского Комитета по уголовному, гражданскому и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым внесла в нижнюю палату парламента законопроект, определяющий, что по требованию родителей (одного из них) на время рассмотрения спора место жительства детей определяется судом с участием органа опеки и попечительства. Для этого предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс, Семейный кодекс и в Кодекс об административной ответственности РФ. Законопроект был принят в первом чтении 9 февраля 2011 года.
Но этого депутатам показалось мало. В новых поправках к данному закону предлагается предусмотреть административное, а в случаях повторного совершения — и уголовное наказание за незаконное похищение ребенка из его места жительства, удержание вне его места жительства, за создание препятствий в общении ребенка с одним из родителей, который проживает отдельно от него.
Специалисты отнеслись к идее фактического скрещивания семейного законодательства с уголовным крайне отрицательно. По мнению ряда аналитиков, в тонкостях отношений разведенных супругов человеку со стороны — пусть он даже и обличен в мантию судьи — разобраться достаточно сложно. Поэтому подчинение Семейного кодекса жестким нормам УК может создать массу противоречивых ситуаций.
Но у парламентариев есть свои доводы в пользу внесения поправок в законодательство, которые язык не повернется назвать несправедливыми.
Комментирует Елена Мизулина, депутат Государственной думы, председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей
К сожалению, число разводов очень велико: фактически на восемь браков приходится шесть разводов. Ежегодно практически 30 процентов детей рождаются у родителей, которые в браке не состоят или вместе не проживают.
Сегодня Семейный кодекс регулирует только одну сторону этой проблемы — место жительства ребенка при совместном проживании родителей. Фактически складывается ситуация, что ребенок в случае раздельного проживания его родителей является бомжом, потому что его место жительства не определено законом.
Предлагаемые поправки в Семейный кодекс содержат четыре правила, которые позволят оградить ребенка от незаконного похищения, удержания, необоснованного, несправедливого лишения общения с другим родителем, который проживает отдельно.
Правило номер один: письменное соглашение сторон о совместном воспитании ребенка. То есть стороны, если возникают какие-то сомнения друг в друге, могут заключить письменное соглашение. Оно будет иметь силу судебного решения. Письменное соглашение будет регламентировать место жительства ребенка, а также вопросы о том, как и когда отдельно проживающий родитель будет общаться с ним.
Второе правило: если родители не договорились, то суд принимает решение о месте жительства ребенка и о порядке общения отдельно проживающего родителя с ним.
Правило номер три: по ходатайству одной из сторон суд может определить временное место жительства ребенка до принятия окончательного решения. Скорее всего, суд будет на период рассмотрения дела оставлять ребенка там, где он до этого жил, с теми, к кому он привык.
Правило номер четыре: в случае если родители ребенка не состоят в браке — а они, как правило, в суд не обращаются, — они могут заключить письменное соглашение по первому правилу. В противном случае они могут обратиться в суд за разрешением этого спора. Но если родители не делают ни того, ни другого, что чаще всего и происходит, то в этом случае вводится презумпция места жительства ребенка по месту жительства матери либо места жительства отца.
Эти четыре правила позволяют ввести реальную ответственность за их нарушение, то есть фактически за похищение ребенка, незаконное удержание ребенка вне его места жительства, родителем, не проживающим вместе с ребенком.
За незаконное перемещение ребенка из его места жительства, удержание ребенка вне его места жительства, за создание препятствий в общении ребенка с одним из родителей вводится административная ответственность. В случае если после привлечения к административной ответственности родитель вновь допускает такого рода нарушение, то наступает уголовная ответственность. Но здесь еще есть отягчающие обстоятельства: такие как совершение такого деяния по предварительному сговору группой лиц, либо с применением насилия, шантажа, угроз, обмана, либо с вывозом ребенка за пределы России. Здесь уголовная ответственность предусматривает до 10 лет лишения свободы.
Предлагаемые нормы никакого отношения не имеют к ситуации, когда мама, с которой проживает ее ребенок, повезет его отдыхать за границу без согласия второго родителя. Наоборот, поправки направлены на то, чтобы без ведома родителя, с которым проживает ребенок и с которым определено его место жительства, невозможно было изъять ребенка таким образом.
Кроме того, изменение законодательства защитит наших граждан в конфликтах в смешанных браках, когда один из супругов иностранец. Вспомните историю россиянки, которая привезла ребенка из Франции обратно в Россию, хотя было решение французского суда о том, что его место жительства определено с папой. После этого французские правоохранительные органы инициировали уголовное преследование в отношении россиянки. Мы же определить место жительства ребенка по нашему суду и возбудить уголовное преследование в отношении отца ребенка за то, что он до этого увез ребенка во Францию без согласия матери, не могли. А теперь сможем.