Самая неблагополучная обстановка сложилась в соединениях и воинских частях Центрального военного округа, где зарегистрирован почти двукратный рост неуставных правонарушений, а также Восточного и Западного военных округов, отдельных подразделений пограничных органов и Внутренних войск МВД России.
Главный военный прокурор доложил, что рост насильственных преступлений не был неожиданным. За последние полтора года динамика происшествий прослеживается весьма наглядно: в минувшем году их рост зафиксирован более чем на 16 процентов.
Основными причинами происходящего Сергей Фридинский назвал увеличение количества призывников и недоработки командования. «Мы предполагали, что сокращение срока службы до одного года даст результат, военнослужащие перестанут делиться на «молодых» и «старых». Но этого не произошло», — заявил главный военный прокурор. Градация на «сильных» и «слабых» по-прежнему осталась.
В 2010 году каждое десятое насильственное преступление среди военнослужащих по призыву совершено из корыстных побуждений, а количество таких посягательств, связанных с вымогательством денег и другого имущества у сослуживцев, увеличилось почти в полтора раза. Более того, все чаще преступления совершаются на национальной почве.
Фридинский — причем далеко не в первый раз — предложил усилить контроль над командованием для предотвращения укрывательства преступлений и правонарушений в воинских коллективах. Он также категорически потребовал принятия неотложных мер по предупреждению суицидальных происшествий в армейской среде.
По словам председателя «Комитета солдатских матерей» Татьяны Значковой, к которой за комментарием обратилась «Особая буква», приведенные главным военным прокурором цифры занижены.
Как рассказала Значкова, только к ним в комитет пришло более 300 писем через Интернет и более 200 — по почте. В каждом письме речь идет о «покалеченных». Но количество этих писем не отражает всего ужаса ситуации в армии, ведь в комитет обращается только каждый сотый из тех, кто проходит военную службу.
«Из 270 тысяч призванных осенью только к нам обратились 500. И это капля в море»,— утверждает она.
Правозащитница считает, что причина происходящего стара как мир — дедовщина и неуставные отношения.
«Дедовщина — вечный двигатель, с которым бесполезно бороться. Каждый новый призыв — новая дедовщина, новые мордобои, новые изувеченные, убитые солдаты. Срочники занимаются всем, чем только хочешь: моют полы, унитазы, красят заборы и тому подобное, кроме основного — прохождения военной подготовки», — говорит председатель «Комитета солдатских матерей»
Татьяна Значкова считает, что если бы у солдат была определенная продуманная военная программа, а их день был расписан по минутам, то военнослужащим просто было бы некогда заниматься насилием.
«Более того, надо занять вышестоящих офицеров, чтобы им тоже было некогда заниматься дедовщиной» — добавляет она.