Строго говоря, на эти телодвижения можно было бы вовсе внимания не обращать. Потому что депутаты-коммунисты, справедливороссы или жириновцы — это как бы и не депутаты. Настоящие депутаты у нас только из «Единой России» — коль скоро они единственные, чьи голоса могут сделать проект закона законом. Голоса «конкурирующих фирм» — это голоса вопиющих в пустыне.
Однако тенденция все-таки просматривается. Да и случаи уже такие бывали, когда в общество идейки закидывались не напрямую, а через того же Жириновского. Или Миронова. А коммунисты могут лишь случайно вписываться в этот тренд.
Нет, я не думаю, что государство всерьез станет пересматривать итоги приватизации. Это просто глупо. С тем же успехом можно заняться возрождением СССР, потому что ровно 20 лет назад народ сказал на референдуме «да» обновленному Союзу, но к мнению народа не прислушались.
Однако я вполне допускаю, что национализацию все равно могут ввести в оборот, — в конце концов влияние государства на экономику у нас нынче велико как никогда. Государство — в каждой бочке затычка.
Речь идет не о возврате к социалистической, плановой экономике, а о бюрократическом капитализме. Когда группа граждан под вывеской тех же госкорпораций неплохо себе так обогащается частным образом. Главное — чтобы именно на тебя указал государственный перст, поставив во главе такого предприятия — или по крайней мере недалеко от главы.
В развитых странах национализация — это, как правило, временная мера. Она как способ преодоления последствий войны или глубокого кризиса. Но как только предприятия более или менее встают на ноги, их стараются вернуть в частные руки. Потому что чем больше будет в экономике частной инициативы, чем меньше активов будет сосредоточено в руках государства — тем лучше. Где государство — там застой и воровство. Где частная собственность — там конкуренция и развитие. Я говорю несколько лозунгово, но по сути это так.
У нас же ситуация такая, что после советской экономики остались вредные последствия, вроде моногородов. Преодолевать эти последствия объективно тяжело. Выход состоит в развитии не только этих проблемных территорий, но и соседних с ними. Потому что наша страна очень раздроблена и не освоена. Альтернативной работы может не быть на десятки километров вокруг. И вот встало градообразующее предприятие — и всему хана. И здесь как раз велик соблазн присосаться к государственной сиське.
Но государство, будучи неэффективным собственником, спасти эти города все равно не может. Однако отдельные лица за счет «спасательных мероприятий» могут прекрасно устроиться.
Именно в таком разрезе национализация в России очень возможна. А вот мечты коммунистов о возврате к «социально справедливым» старым временам не сбудутся совершенно точно.