Первоначально одно из предложений вводило повышенные для Москвы и Петербурга — до 5 тыс. рублей — штрафы за ряд нарушений ПДД, таких как: парковка на дороге во второй ряд, отказ пропустить спецмашины — «скорую помощь», полицию, пожарную службу. Но уже 1 апреля стало известно, что эти штрафы будут повышены лишь до 3 тыс. рублей.
В настоящее время штрафы за нарушение правил дорожного движения одинаковые во всех регионах РФ, а их повышение для Москвы и Петербурга, по мнению экспертов, противоречит Конституции.
Предполагается, что все санкции будут введены с 1 июля 2012 года. Парламентский Комитет по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять законопроект во втором чтении.
Практика применения дифференцированных штрафов очень распространена в мире, утверждает заместитель руководителя аппарата правительства Москвы Алексей Старовойтов. В Нью-Йорке и Париже размер штрафов за нарушение ПДД различается в зависимости от района города. Так, в Париже в разных районах штрафы за одно и то же нарушение варьируется от 10 евро на окраине до 150 евро в центре города.
Также законопроект с 1 сентября 2011 года ставит в обязанность автолюбителям самостоятельно оплачивать стоимость эвакуации и первые сутки хранения своего автомобиля на штрафстоянке, что раньше оплачивалось из средств бюджета города. Связано такое решение с тем, что у городов недостаточно средств, и в результате не все автомобили, нарушающие правила и подлежащие эвакуации, забираются, пояснил заместитель министра транспорта Николай Асаулин. По его словам, в Петербурге на эвакуацию из бюджета тратится 200 млн рублей, а необходимо 500 миллионов.
Кроме того, законопроект вводит правило о выдаче разрешения на работу для такси. Вводится трехлетний переходный период, в течение которого все такси смогут получить необходимые документы. С 2014 года будет установлено квотирование — то есть определено количество разрешений, которые будут выдаваться для работы такси с учетом потребностей городов. Сверх квоты разрешения тоже будут выдаваться, но на основе аукциона, объяснил Плигин.
Как считает Старовойтов, за три года до введения в 2014 году квотирования рынок такси в Москве должен сформироваться. Он отметил, что подавляющее большинство такси в Москве в настоящее время являются нелегальными.
По словам президента Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, к которому за комментарием обратилась «Особая буква», в законодательстве нет пункта о том, что регионы имеют право устанавливать планку штрафов самостоятельно.
«Почему жители столиц должны платить больше? Притом что зарплаты могут быть одинаковыми, а то и больше именно у жителей регионов», — говорит Канаев.
Он также считает, что сравнение России со странами Европы неуместно, поскольку цены там в два раза ниже и люди получают большие зарплаты. У нас же цена дорог заоблачная, а люди получают копейки.
Необходим план долгосрочного развития, по которому должны быть приняты первоочередные меры, влияющие на организацию дорожного движения, считает лидер ФАР.
Первые три пункта плана, предложенного Канаевым, полностью совпадают с инициативами мэра Москвы — внесение изменений в законодательство, развитие общественного транспорта и организация парковочных мест. Это три самые серьезные проблемы, которые влияют на организацию дорожного движения.
Но для того чтобы изменить ситуацию на дорогах, нельзя противоречить Конституции, иначе все инициативы бесполезны, уверен президент Федерации автовладельцев России.
«Судя по тому, что за год в Москве было построено всего 12 километров дорожного полотна, план по строительству не будет выполнен и за 30 лет», — рассуждает Канаев. Поэтому инициативы, которые высказывают на уровне московского правительства и на федеральном уровне, останутся на словах.
«Здесь нужно идти не по пути увеличения штрафов, не по пути увеличения нагрузки на автовладельцев, а по пути уменьшения коррупционных составляющих. Это единственный путь. Искоренение взяточничества на дорогах, изменение в законодательной базе и последовательность политики — секрет успеха реформы. Более того, все должны быть в равных условиях, и требования для всех должны быть одинаковые», — заключил Сергей Канаев.