Ваш покорный слуга — большой фанат космической темы. Будь моя воля, мы бы все бросили и начали строить корабль на Марс. Но я понимаю, что обыватели всегда мне могут возразить: мол, лучше раздать бедным, повысить пенсии и тому подобное. Рассуждая таким образом, государство, по идее, должно впредь отказаться от любых проектов и только и делать, что разливать похлебку на улицах неимущим и индексировать пенсии к каждым выходным. Другое дело, откуда оно возьмет деньги на индексацию и похлебку?
Я за космос потому, что в космосе у нашей страны есть шанс. Мы уже не лидеры этой гонки, но мы все еще в числе лидеров. Наше отставание в звездной программе или не столь велико, или вовсе отсутствует во многих областях. Уж если мы собираемся развивать инновации и модернизации, слезая с нефтяной иглы, — то космос во всех смыслах наилучшая стартовая площадка! В конце концов не зря же высокие технологии обиходно называют «космическими».
Это не просто фигура речи — многое действительно пришло в нашу жизнь «из космоса». Трудно объять необъятное, но раз уж мы имеем навыки и опыт в этой сфере — давайте сделаем ее одним из главный приоритетов.
Главное не устраивать показушных гонок. Не стремиться полететь на Марс раньше НАСА или высадить десант на Солнце («Партия и об этом подумала — полетите ночью»). Слава богу, хоть как-то вспомнили о том, что космос — это не только военные программы, но и наука. А наука в космической отрасли всегда дает колоссальную практическую отдачу.
Другое дело, что потянуть все космические направления нам сложно. Значит, надо быть изобретательными.
Можно смеяться над космическим туризмом, но каждый такой полет — это 20—25 млн долларов, а кроме нас возить богатеев на орбиту некому. Так давайте возить их почаще! Шаттл лучше, чем просто ракета. Но шаттлы уже не летают, а ракеты у нас есть — так давайте пользоваться моментом, пока Штаты или Китай не придумали что-то более совершенное! Это как раз те деньги, которые не придется брать из кармана воображаемой бедноты.
Космос — то место, где разным странам, так или иначе, предстоит договариваться о кооперации. А ничто так не сближает, как общее дело.
Представьте, что русский и американец высадятся вместе на Марсе. Разве не здорово это будет? Разве не станем мы с Америкой ближе друг к другу, связанные общей исторической вехой — да еще какой!
Поэтому я считаю космические программы прекрасным сочетанием романтики и утилитарной пользы.