Тогда под Смоленском погибли 96 человек — президент Лех Качиньский, его супруга, ряд членов правительства и парламентариев. 10 апреля почти во всех городах Польши пройдут траурные шествия и поминальные мероприятия в память о погибших в авиакатастрофе.
В России на месте гибели самолета будет воздвигнут крест и проведена месса на взлетно-посадочной полосе военного аэродрома Окенче.
Свою программу мероприятий подготовила и польская оппозиция, возглавляемая партией «Право и справедливость» с ее лидером Ярославом Качиньским — братом-близнецом погибшего президента. В минувший четверг он обвинил премьер-министра страны Дональда Туска в том, что тот непосредственно перед гибелью Леха Качиньского вел «предательскую антинациональную политику». Политик считает, что именно это привело к трагедии под Смоленском.
Брат погибшего президента рассказал, что Туск за три дня до падения Ту-154 побывал в Катыни, чтобы с глазу на глаз встретиться с Владимиром Путиным. По мнению Ярослава Качиньского, вспыхнувший скандал привел к катастрофе, так как Туск «с помощью Путина затеял интригу против собственного президента».
Версию Ярослава Качиньского поддерживает и часть поляков. На одну из манифестаций, которые планирует провести в Варшаве «Право и справедливость», собираются прийти около 100 тыс. человек. Они соберутся около президентского дворца, держа в руках карикатуры на премьеров Дональда Туска и Владимира Путина. «Мы должны показать властям, что настоящие польские патриоты помнят о смоленской трагедии», — пояснил Качиньский.
Однако и сам Дональд Туск обвиняет Россию. В интервью программе Newsnight телерадиокорпорации BBC он заявил, что русские умалчивают всю правду об авиакатастрофе под Смоленском и намеренно пытаются скрыть подробности трагедии. По его словам, это происходит не потому, что речь идет о «страшных тайнах», а потому что «Москва не любит признавать свои ошибки и слабости».
По словам собеседника «Особой буквы» политолога Андрея Суздальцева, отношения России с Польшей после катастрофы все-таки изменились.
Эксперт объясняет обвинения в адрес Москвы тем, что в Польше, как, впрочем, и в некоторых других соседних с нами странах, действительно есть твердолобые люди, которые все плохое, что происходит, связывают с Россией.
«Это политическая традиция, которая тащится из глубины веков. Но развязка в отношениях России и Польши все равно произошла. Конечно, фобии остаются. Есть и неприкрытые недовольства. Польша хочет, чтобы хоть на каком-нибудь уровне, но Россия покаялась за свои прошлые грехи», — говорит Суздальцев.
Он отмечает, что даже в связи с болезненным восприятием катастрофы частью поляков и некоторыми представителями польской власти произошло потепление отношений между Варшавой и Москвой. Потому что появилось осознание того, что любая субъективно развивающаяся политическая кампания — давление на соседа — рано или поздно заканчивается катастрофой.
По мнению Андрея Суздальцева, в Восточной Европе, если не брать страны СНГ, никого ближе к России, чем Польша, нет. И что поразительно, ближе как по менталитету, так и по судьбе.
«Я думаю, что к негативу поляков надо относиться спокойнее. Необходимо понимать, что политический класс Польши надломился после катастрофы. Там произошли глубокие изменения. Им самим сейчас сложно, и так как это нация небольшая, они ищут виновников на стороне», — поясняет эксперт.
Политолог говорит, что Россия максимально помогла Польше в расследовании катастрофы. Так как все прекрасно понимали, что в противном случае Российскую Федерацию выставят перед всем миром террористическим государством. Он прогнозирует, что отношения между Россией и Польшей будут тяжелыми, но ровными.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Александр Газов