Согласно новым поправкам в законодательство, «иностранные граждане, приглашенные в РФ с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности, могут привлекаться для занятия преподавательской деятельностью в научных организациях и имеющих госаккредитацию вузах, за исключением учреждений профессионального религиозного образования».
Безусловно, либерализация в отношении студентов из-за рубежа и их возможности подрабатывать в свободное время важна в первую очередь с точки зрения преподавания иностранного языка. Но здесь может возникнуть одна проблема: традиционный пиетет россиян перед иностранцами подчас мешает приглашающей стороне понять, а может ли человек вообще учить кого-либо. Обучение иностранному языку зависит не только от знания языка, но и от умения его преподавать. И здесь, возможно, необходимо будет нарабатывать практику проверки усвоения знаний обучающихся студентов. Хотя, конечно, для школьников, например, в силу возраста легче запоминающих что-то новое, будет намного полезнее работать с носителем языка, чем с опытным русским методистом.
Есть и еще одна отрасль знаний, для которой новый закон является спасением, — межкультурные коммуникации. В России последнее время эта специальность стала и модной, и популярной. Однако преподают ее, как правило, преподаватели смежных гуманитарных дисциплин, а не профессионалы. В результате чего высшими учебными заведениями выпускаются, по сути, недоучки, которые сразу после получения диплома вынуждены либо переквалифицироваться, либо доучиваться уже за свой счет.
Другой аспект проблемы — сами иностранцы не слишком спешат работать в России. И виной этому бюрократическая волокита. Если новые поправки ее хотя бы чуть-чуть снизят, это облегчит жизнь и самим приглашенным, и вузам, вынужденным порой создавать специальные управления и отделы, которые занимаются исключительно перепиской с миграционными службами.
Академическая мобильность — вещь для западных профессоров привычная. Для России — новая. Но она действительно может способствовать повышению качества образования. Ведь хороший зарубежный преподаватель — еще и носитель новой, подчас уникальной или оригинальной информации и методологии преподавания.
Однако упрощение оформления документов отнюдь не гарантируют огромного притока иностранных преподавателей, которых отпугивают элементарные бытовые проблемы, стереотипы о России, а иногда и климат.
В любом случае, не стоит ждать притока зарубежных специалистов сразу же — российским вузам потребуется время на формирование практического опыта работы с зарубежными специалистами.
Комментирует Александр Жуков, кандидат исторических наук, преподаватель
Инициатива, безусловно, положительная. Западные специалисты — особенно это касается, наверное, экономических дисциплин — могут рассказать много нового российским студентам. Такого, о чем отечественные преподаватели не знают. Ведь эти люди — практики. То есть те, кто знает об экономических процессах не с точки зрения теории, а имея возможность наблюдать их работу своими глазами. Касается это не только экономики, но и других областей.
Конечно, некоторые вузы — например, Высшая школа экономики — привлекают к чтению лекций и ведущих отечественных специалистов-практиков, глав крупных компаний.
Облегчение условий преподавания в отечественных вузах иностранцам еще больше усилит процесс сближения теории с практикой, если, конечно, их участие в образовательном процессе будет носить массовый характер. Однако в этом и заключается главная сложность: профессионалы высокого уровня, которым есть что рассказать, работают в нескольких крупных городах страны.
Новые правила относительно облегчения учебы в России иностранным студентам должны были быть приняты еще несколько лет назад, когда наша страна активно включилась в Болонский процесс — переход от старой системы «специалитета» на новую «бакалавриат—магистратура». Переход этот призван привести отечественную систему подготовки в соответствие с европейскими стандартами.
Наши студенты уже сегодня выезжают на учебу в Германию, Италию, Великобританию. Многие высшие учебные заведения России заключили договоры об обмене студентами с вузами Европы, США, стран Азии. И обучение наших ребят там абсолютно бесплатно. Россияне платят лишь за проживание и питание.
Иностранные же студенты, которые теоретически тоже могли бы обучаться в наших вузах на основании данных договоров о сотрудничестве, реально сделать этого не могли из-за множества чисто административных барьеров. И предлагаемые меры — шаг к снятию этих ограничений.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов