Бизнес обяжут вкладываться в борьбу с террором

Александр Куликов,

член Комитета Госдумы по безопасности

Рамочная ответственность

Рамочная ответственность
За антитеррористической безопасностью объектов будут следить те, кто ими владеет и пользуется.
21 апреля 2011
Глава думского Комитета по безопасности Владимир Васильев заявил газете «Коммерсант», что нововведения нужны, чтобы не допустить терактов во время Олимпийских игр в Сочи.

 

Депутаты Госдумы от фракции «Единая Россия» Владимир Плигин и Владимир Васильев предложили внести поправки в закон «О противодействии терроризму». Согласно поправкам, за шахидками, оставленными без присмотра сумками и прочими угрозами должны следить «граждане (физические лица), в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица» на тех объектах, которыми они владеют или которые находятся у них в аренде. О каких именно объектах будет идти речь — предстоит решить правительству. Неясно пока также, какую ответственность понесут бизнесмены, если не смогут на должном уровне обеспечить безопасность на подконтрольной территории.

Борьба с терроризмом, безусловно, дело святое. И эта борьба продолжается. Вводится понятие антитеррористической защищенности объекта — то есть состояния, при котором безопасность этого объекта достигается при помощи «применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта». Кто будет решать, соответствует ли объект данным требованиям или нет, пока неясно. Скорее всего, контролирующими функциями наделят ФСБ или Национальный антитеррористический комитет.

В государстве, стерильном с точки зрения коррупции, перед которым во весь рост стоит угроза терроризма, данная мера, безусловно, работала бы во благо. Но не факт, что положительный эффект будет достигнут в нашей стране, где бизнес и так постоянно дрожит в ожидании комиссий и инспекций — не всегда чистых на руку, воспринимающих свою работу как сбор феодальной дани. Вот теперь будет ходить еще одна инспекция.

Когда «Коммерсант» спросил у Владимира Васильева, не будут ли поправки в законодательство использованы силовиками как инструмент для закошмаривания бизнеса, единоросс ответил, что «у нас бизнес можно кошмарить и без этого». Такой ответ как-то не очень обнадеживает.

При этом видеокамеры в России и так висят на каждом углу. В торговый центр «Европейский», в «Третьяковку», во многие другие места действительно массового скопления народа и так войти можно только через рамки металлодетекторов — заставят все железо из карманов выложить, обыщут, сумки вывернут. Теперь же на все объекты, где могут теоретически находиться более 50 человек, вход так же должен контролироваться. То есть предпринимателей заставят громоздить рамки на пороге аптек, магазинов, кафетериев.

Как это реально обезопасит граждан — не совсем понятно. Допустим, злодей-террорист захочет взорвать себя возле какого-либо торгового центра и наткнется у входа на рамки и бойцов ЧОПа. Что помешает ему развернуться, пойти на близлежащую остановку общественного транспорта и осуществить взрыв там? Именно так произошло в августе 2004 года у станции метро «Рижская». Тогда шахидка со взрывчаткой шла в метро, но, увидев у входа в павильон милиционеров, замкнула контакты на поясе смертника, находясь на улице в толпе людей. Что теперь, ставить рамки на тротуаре через каждые двадцать метров?

Разумеется, об общественной безопасности надо помнить всегда. Раз уж Россия вынуждена вести кровавую войну с религиозным экстремизмом, потерять бдительность мы еще не скоро сможем себе позволить. Но вряд ли стоит сваливать ответственность за пропущенные террористические удары на бизнесменов и прочие «хозяйствующие субъекты».

За это отвечают органы ФСБ и МВД, именно они должны пресекать террористические вылазки там, где эти вылазки готовятся, — на Северном Кавказе. Эффективная агентурная работа внутри бандподполья и рейды спецназа обеспечивают мир и спокойствие в наших городах, а не рамки и видеокамеры.

Комментирует Александр Куликов, депутат Государственной думы, член Комитета по безопасности

Такие инициативы появляются у людей от отчаяния, связанного с тем, что кардинальные меры по профилактике терроризма и борьбе с ним не принимаются. Поэтому единороссы вынуждены ставить вопрос не в целом, а лишь по локальной сохранности каждого объекта, обязывая собственника приобретать необходимое оборудование. Лишним это, конечно, не будет. Но разрабатывать подобные меры нужно аккуратно.

Тотальная установка оборудования и само принуждение к его установке вызовет, конечно, протесты у предпринимателей и простых граждан. Ведь финансовая нагрузка ляжет на плечи именно обычных людей. Стоимость оборудования будет включена в цену предлагаемых компаниями товаров и услуг. К тому же пока непонятно, как в таких условиях будут работать магазины, аптеки, службы быта. Как бы нам не пришлось проходить через рамку металлодетектора даже в соседнем небольшом продуктовом магазине, куда мы ходим за хлебом. И буквально через пять минут подвергаться осмотру сотрудником с переносным металлодетектором, заходя в аптеку, чтобы купить средство от головной боли.

В целом вопрос защиты нашего народа от террора принятие таких мер не решит. Суть борьбы с терроризмом заключается не в защите отдельных объектов, а в социально-экономической, культурной, национальной политике государства.

За последние же несколько месяцев никаких шагов по комплексному решению проблемы сделано не было.

Вчера в Госдуме выступал председатель правительства, и в своем докладе он ни словом не обмолвился о постоянно присутствующей в России террористической угрозе. Вообще ни слова об этом явлении. Это очень символично.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов