Почти 80 процентов молодежи крупных городов России сочувствуют участникам акции на Манежке

Илья Яшин,

политик

Сильнее кавказцев россияне не любят лишь чиновников

Сильнее кавказцев россияне не любят лишь чиновников
Исследование, проведенное по заказу Общественной палаты РФ, показало, что россияне прекрасно понимают разницу между экстремизмом и протестами против коррупции и этнической преступности.
21 апреля 2011
Постоянно происходят события, возвращающие нас к истокам декабрьских выступлений на Манежной площади и их последствиям. Специалисты Агентства социальных технологий «Политех» при содействии Института этнологии и антропологии РАН опубликовали результаты исследования «Межнациональная нетерпимость в городской молодежной среде». Опрос показал высочайший уровень поддержки лозунгов и требований участников акции на Манежке. Более того, почти никто из респондентов не сомневается в их повторении. При этом мигрантофобией и ксенофобией российская молодежь почти не страдает. Результаты исследования особенно интересны на фоне скандала вокруг пресс-секретаря Федеральной миграционной службы России Константина Полторанина, который в эфире Би-би-си неожиданно поднял вопрос о «выживании белой расы». Позже он, правда, завил, что не призывал к межнациональной розни.

 

39 процентов опрошенных заявили, что не любят приезжих с Кавказа. При том что к остальным мигрантам отношение респондентов оказалось весьма лояльным. 51 процент признались в нелюбви к чиновникам. Полицию не любят 27 процентов респондентов. Из общественных организаций наибольшее одобрение молодежи вызывает деятельность «Движения против нелегальной иммиграции», которое буквально на днях было запрещено судом. ДПНИ одобряют 32 процента опрошенных. «Молодую Гвардию Единой России» поддерживают 19 процентов респондентов, движение «Наши» — 17 процентов, «Русское национальное единство» — 16 процентов. Субкультуру скинхедов одобряют 5 процентов.

Судя по опросу, молодое поколение россиян отдает себе отчет в причинах выступлений на Манежке. Декабрьские события 78 процентов респондентов отнюдь не считают националистическими, в чем кардинально расходятся с оценкой, которую этим выступлениям дала власть.

Жители крупных городов, среди которых и проводился опрос, воспринимают волнения конца 2010 года как акцию протеста против коррупции и так называемой этнической преступности. Более трети всех участников исследования говорят о процветающем в стране взяточничестве, особо отмечая мздоимство в правоохранительных органах.

Анализируя результаты опроса, нельзя не отметить любопытный факт, который давно известен практически любому жителю среднерусской полосы страны и который упорно отрицает российское руководство: молодые люди лояльно относятся к мигрантам в принципе. Их негатив направлен в основном на кавказцев.

Большее раздражение, чем по отношению к выходцам с Кавказа, испытывают только к чиновникам — 51 процент. Хотя к молодым «кавказцам» по причине их «наглого поведения» и нежелания «жить по нашим правилам» негативное отношение выказывают почти 70 процентов респондентов.

Так что обвинять русскую молодежь в национализме и расизме по меньшей мере несправедливо. Такое избирательное недовольство поведением одной группы приезжих говорит скорее о структурных и социальных проблемах в национальной, и не только, политике действующей власти.

Упрекать молодежь в нацистской идеологии или искать тех, кто «гадит», исключительно среди участников акции на Манежной площади — значит и дальше закрывать глаза на усиливающиеся разногласия мигрантов с Кавказа и местных жителей.

Вместо анализа причин декабрьских акций государство пошло по пути наименьшего сопротивления: вводятся жесточайшие санкции против тех, кто осмеливается не только протестовать, но и просто высказывать сомнения — пусть и в недопустимой форме — в правильности миграционной и идеологической политики России.

За свои «националистические высказывания» поплатился теперь уже бывший глава пресс-службы ФМС России Константин Полторанин, который публично заявил следующее: «На кону ведь стоит в принципе выживание белой расы, и в России этот вопрос ощутим. При всем при том что титульная нация — русские, мы часто видим и слышим, что проблемы возникают с каждым днем… естественная убыль населения, так же как и в Западной Европе. Поэтому тут надо строить отношения таким образом, чтобы смешение кровей шло в правильном режиме».

Конечно, слова Полторанина попахивают откровенным фашизмом, что никак нельзя оправдывать. Трудно понять, что заставило теперь уже бывшего пресс-секретаря Федеральной миграционной службы выступить с таким резким заявлением. Можно лишь предположить, что человеку, много лет проработавшему в ведомстве, куда стекаются все сведения о количестве мигрантов, доподлинно известно, чего стоит в действительности опасаться. Сделал ли он из этого правильные выводы — безусловно, нет. Существует ли обозначенная им проблема — в той или иной степени да.

К сожалению, нет никаких оснований полагать, что люди, стоящие на вершине современной российской власти, более внимательно отнесутся и к результатам опроса, и к высказываниям бывшего пресс-секретаря ФМС. Практика показывает, что проблемы у нас пытаются решить по мере их поступления, а о возможности их предотвращения задумываются только задним числом.

Комментирует Илья Яшин, политик, член бюро федерального политсовета движения «Солидарность»

Действительно, нельзя сказать, что 76 процентов молодых людей в крупнейших российских городах — националисты. Принявших участие в опросе раздражает всепронизывающая коррупция и беззаконие. Народ прекрасно видит, как бандиты остаются на свободе с помощью больших денег и высоких связей. Такие вещи всегда ведут к росту преступности, в том числе и этнической.

Когда в стране не работает цивилизованное правосудие, начинает работать суд Линча. Что мы и наблюдали на Манежной площади. И нарастание недовольства беззаконием ведет к таким данным социсследований.

Хотя нельзя отрицать, что за последние годы рост националистических настроений произошел. И если бы в России выборы проводились по закону, без фальсификаций, националисты получили бы заметное представительство в парламенте. Этот рост невозможен без наличия серьезных социальных проблем. И власти, кажется, делают все, чтобы национализм креп.

Демократически настроенная молодежь, также недовольная коррупцией и ростом преступности, на Манежке оказаться не могла, так как наши сторонники исповедуют ненасильственный способ сопротивления, борьбы, а в декабре в центре столицы собрались все-таки довольно агрессивные люди. В личных же беседах по поводу случившегося некое одобрение произошедшему звучит. И в целом можно сказать, что основная часть наших сторонников к акциям футбольных болельщиков с перекрытием Ленинградского шоссе и выходом на Манежную площадь относятся по меньшей мере без осуждения.

Согласно опросу, движения «Наши» и «Молодая Гвардия Единой России» поддержали в сумме 36 процентов респондентов. Однако нельзя говорить, что столь большое количество людей действительно выказывает свое одобрение самим этим организациям и тому, чем они занимаются. Скорее всего, многие просто не знают о проводимых нашистами и молодогвардейцами акциях, не подозревают, что эти люди из себя представляют. В молодежной среде во всех государствах и во все времена есть определенная прослойка консервативно настроенных людей, поддерживающих существующую власть.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов