Блогеры навели президента на бутафорские заборы

Роман ПОПКОВ, Александр МИХАЙЛОВ, Александр ПРОХАНОВ, Марина ЛИТВИНОВИЧ

Рисованное благополучие в стране из папье-маше

Рисованное благополучие в стране из папье-маше
То, что Россия является страной фасадов и потемкинских деревень, — факт, казалось бы, общеизвестный. Теперь в это поверил и президент Дмитрий Медведев.
28 апреля 2011
Обнаружив в подмосковном Лыткарине заборы, которыми местное начальство пыталось замаскировать ветхие дома от его взгляда, Дмитрий Анатольевич прогневался, устроил разнос мэру и заявил, что с показухой необходимо бороться.

 

В регионах перед визитами президентов, премьеров и министров творятся чудеса. Цены в магазинах, находящихся на пути следования федеральных инспекций, сокращаются в разы, зарплата врачей возрастает тоже в разы (по крайней мере на бумаге), заводы начинают работать, улицы расчищаются от мусора. Потом московские кавалькады уезжают — и все возвращается на круги своя. Города опять зарастают грязью, а ворота цехов заводов закрываются на лопату.

Близкое ли знакомство с блогосферой раскрыло президенту глаза на реальность, жизненный ли опыт сделал его более внимательным или и то, и другое — неизвестно. Но еще в 2007 году, в бытность вице-премьером, Медведев в потемкинские деревни не верил.

«У нас страна большая, и нет возможности организовать потемкинскую деревню даже в масштабах одного региона. По ходу движения от аэропорта до центра города всегда видно, есть жизнь в районе, каково состояние дорог, зданий. Все это не спрячешь», — уверял нас будущий президент.

Оказывается, и прячут, и деревни пресловутые возводят в масштабах региона или одного маленького города.

Вся страна на протяжении долгих лет с горькой усмешкой наблюдает, как чиновничество на местах спешно закрывает чуть ли не картоном дыры в коммунальном хозяйстве перед визитами «высоких гостей». Анекдотичные ситуации из жизни нашей страны имитаций гуляют по Интернету, становятся достоянием независимых СМИ. Доходит до того, что выкапывают цветы из клумбы и пересаживают их в другую клумбу, находящуюся на расстоянии нескольких десятков метров, потому что мимо той, второй, клумбы проходит предполагаемый путь «высокого гостя».

Из недавних случаев чиновничьей суеты перед приездом федерального дяди можно вспомнить брянскую историю. Тогда на ставшее уже легендарным совещание партактива «Единой России» в город приехал Владимир Путин. Широкую огласку данное событие получило из-за рассуждений премьера о несуразных полицейских аббревиатурах. Но незадолго перед этим в городе творилась не меньшая несуразица. Центральные улицы Брянска начали столь усердно освобождать от сугробов при помощи снегоуборочных машин, что переломали деревянные изгороди. Образовавшиеся бреши спешно заделывали кусками бумаги.

Усугубляли атмосферу беготни и нервоза отряды спешно мобилизованных на уборку территории сотрудников мэрии. Тетушки в норковых шубах до пят неумело ковыряли снег совковыми лопатами на центральной площади Ленина. Этот цирк попал под прицел камеры РЕН-ТВ: журналисты глумились над бедолагами-чиновниками, те в ответ обиженно сопели и пытались уверить съемочную группу, что трудовая мобилизация для них — явление рядовое. Город смотрел на весь этот сюр недоверчиво и угрюмо.

Еще более креативно на приезд Путина в 2010 году отреагировали власти Приморья. Премьер посетил «запущенный в строй» во Владивостоке автомобильный завод, прокатился на одном из первых якобы сошедших с конвейера автомобилей, поздравил сотрудников завода с тем, что и на Дальнем Востоке теперь есть автомобильное производство.

Были аплодисменты, воодушевляющие речи, много пафоса и позитива. Но опытному чекисту было невдомек, что он стал жертвой инсценировки. Вот как реальную картину описывал сайт «Форум.мск»:

«Накануне из Южной Кореи были доставлены примерно 20 новеньких автомобилей, с которых для пущей убедительности сняли колеса. В день приезда Путина на «Дальзавод», несмотря на рабочий день, всем был объявлен выходной и под страхом наказания было запрещено появляться на родном предприятии. Даже ветеранов не пустили.

Доставленные невесть откуда рабочие, изображая в цехе сборку автомобилей, наворачивали на них колеса. Вот на таком автомобиле, с которого сначала скрутили колеса, а потом в присутствии Путина прикрутили назад, он и прокатился».

А в 2009 году Рунет обошли фотографии плодов работы властей Кирова, готовивших город к приезду Медведева. Люди так увлеклись обустройством городской дороги, по которой должен был проследовать президентский кортеж, что заасфальтировали действующий железнодорожный переезд около ООО «Алтай Сервис». Вообще-то по этим рельсам сотрудники компании возили металл к себе на базу. Но государственный каток это не остановило.

Рельсы, упершиеся даже не в пустоту, а в асфальт, стали своеобразным символом слабоумия и неискреннего рвения российской бюрократии.

Александр Михайлов, кандидат политических наук

Причины возникновения так называемых потемкинских деревень коренятся в традициях нашего государства. На протяжении столетий его глава — царь, генсек или президент — воспринимался как хозяин страны и всегда обладал правом назначать или снимать с должности того или иного руководителя региона — губернии, области и так далее. В этой связи губернаторы и чиновники рангом пониже в своей деятельности ориентировались в первую очередь не на интересы людей, а на расположение к ним руководства страны.

До 1917 года дороги в России были ничуть не лучше, чем сейчас. Ям было очень много, денег на их латание не хватало, и чиновники, отвечающие за ремонт, давали взятки кучерам вельмож за то, чтобы они везли пассажиров аккуратно, объезжая разбитые участки. Так же и сегодня: губернаторы и мэры пытаются пустить пыль в глаза приезжающим с визитом президенту, премьеру, министрам и другим высокопоставленным чиновникам, крася фасады домов, срочно латая дороги на пути следования кортежа. В то же время остальные дороги города могут быть совершенно разбитыми, а дома в ужасном состоянии. Не хватает ли денег на их ремонт или чиновники на местах предпочитают пускать их на другие цели — неважно. Главное, что эта практика прочно укоренилась в обществе и сознании людей.

В Соединенных Штатах, к примеру, это невозможно. Но не из-за наличия достаточного количества денег, а из-за самой структуры общества и государства. Там каждый город, каждый штат являются некой страной внутри страны. Интересы штата стоят для американцев и местного губернатора часто выше интересов страны в целом. Здесь нет зависимости главы региона от федерального правительства: губернатор выбирается местным населением и отвечает в первую очередь перед своими земляками за то, в каком состоянии находится штат, его инфраструктура и так далее.

У нас был шанс пойти по этому пути, когда после 1991 года в России были введены прямые выборы губернаторов. И на примере Москвы мы видим, что система работала и у нас. До начала 2000-х годов, когда глав регионов вновь стали по сути назначать из центра, мэр города Юрий Лужков, заботясь о своем рейтинге, многое делал для развития столицы, строил дороги, совершенствовал инфраструктуру. Но в 2004 году, после теракта в Беслане, все вернулось на круги своя. Назначенные губернаторы вновь стали выслуживаться перед высокопоставленными чиновниками и плевать на интересы народа.

Долго ли это еще будет продолжаться, долго ли будут красить заборы к приезду, к примеру, главы государства? До тех самых пор, пока сохраняется система назначений. В пользу того, что она будет скоро отменена, не говорит ничего.

Поэтому потемкинские деревни так и останутся для нас нормой, сколько бы неожиданных визитов Медведев не совершал.

Александр Проханов, политический деятель, писатель, главный редактор газеты «Завтра»

Латание дыр в асфальте и покраска заборов к приезду начальства — это вовсе не традиция народа, и говорить об этом явлении с такой точки зрения нельзя.

Традиция народа — креститься на кресты. Традиция народа — это самоощущение: либо мы народ-раб, либо народ-победитель. Здесь же идет речь об управленческой традиции.

Власти Лыткарина просто боятся начальства. Страна у нас бедная, денег не хватает, существуем на грани выживания, дороги всегда плохие, бизнес развит плохо.

Когда же приезжает начальство, хочется порадовать царя-батюшку, или президента.

Марина Литвинович, политолог, главный редактор агрегатора блогов Besttoday

Понятно, что основную часть информации о положении дел в стране Дмитрий Медведев получает из официальных органов и от региональных властей. Но мониторя Интернет, читая мнения людей, президент поступает абсолютно правильно. Таким образом, у него всегда есть возможность проверить предоставляемые ему по официальным каналам данные. Граждане же, видя реакцию властей на свои слова, поймут, что не нужно молчать, нужно писать, высказываться.

Раньше проблема заключалась в том, что письма россиян, отправляемые ими в органы власти, часто пересылались тому должностному лицу, на действия которого люди и жаловались. Теперь же президент сам сможет при желании найти отзывы о работе того или иного чиновника, почитать критику в его адрес.

С другой стороны, теперь Дмитрию Медведеву будет труднее сослаться на то, что он допустил то или иное нарушение, просто не зная, как действительно обстоят дела. Ответственность должностных лиц возрастает.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов